Найти в Дзене

Обязанности авиакомпаний при задержках рейса

Нормы о том, что при задержке авиарейсов перевозчики должны обеспечить пассажиров напитками и горячим питанием, а также предоставить ряд других услуг, известны всем. Но в рассматриваемом деле суды пришли к выводу, что одного только факта оказания этих услуг для добросовестной компании недостаточно.

Фабула дела:

Пассажирский авиарейс вылетел с задержкой на 15 часов. На основании жалоб нескольких пассажиров транспортная прокуратура провела проверку авиакомпании. По результатам было вынесено постановление о возбуждении административного дела по ч.1 ст.14.4 КоАП РФ (оказание услуг населению, не соответствующих обязательным требованиям). Для рассмотрения по существу материалы проверки и постановление были направлены в местное управление Роспотребнадзора.

Заслушав объяснения представителей авиакомпании, уполномоченный орган счел, что перевозчик свои обязанности исполнил надлежащим образом. Производство по делу было прекращено, состава правонарушения не установлено. Однако прокуратура с таким решением не согласилась и обжаловала его, потребовав признать незаконным и отменить.

Судебный акт: Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 27.12.2022 № Ф02-5587/2022 по делу № А33-1764/2022

Выводы суда:

1. Основным нормативным документом, регламентирующим обязанности авиакомпаний, являются Федеральные авиационные правила (ФАП) (утв.приказом Минтранса России от 28.06.2007 № 82).
2. Согласно п.99 ФАП при задержке рейса перевозчик обязан организовать для пассажиров ряд бесплатных услуг. Среди них: предоставление напитков, если задержка составляет более двух часов; обеспечение горячим питанием при задержке от четырех часов и дальше – каждые шесть часов. Если ожидание составило более восьми часов (и шести ночью) – размещение в гостинице с бесплатным трансфером.
3. По сведениям аэропорта вылета, визуальной и акустической информации о возможности получения напитков до пассажиров не доводилось. Оповещение о предоставлении питания произведено перевозчиком более чем через 13 часов от начала задержки рейса.
4. По мнению административного ответчика, у авиакомпании отсутствует обязанность уведомлять пассажиров об этих услугах. Однако, несмотря на то, что это действительно прямо не прописано в ФАП, очевидно, что предоставление данных услуг без информирования невозможно.  
5. Необоснованным является утверждение Роспотребнадзора об отсутствии вины авиакомпании в задержке рейса. В объяснениях, представленных в прокуратуру, перевозчик указал на техническую неисправность борта, необходимость ее диагностики и устранения. При этом Роспотребнадзору была озвучена другая причина – неблагоприятные метеоусловия. Однако в своих аудио обращениях перевозчик сообщал пассажирам о задержке в связи с поздним прибытием самолета, осуществляющего круговой рейс.
6. Роспотребнадзор посчитал, что вина перевозчика в нарушении положений ФАП отсутствует. Но административный орган не проанализировал причины задержки рейса, не подтвердил отсутствие объективной возможности ее сократить. Госорган не проверил, были ли приняты перевозчиком все зависящие от него меры для предотвращения нарушения прав пассажиров. Также не доказано соблюдение требований о предоставлении услуг по п.99 ФАП.
7. У Роспотребнадзора отсутствовали основания для прекращения производства до данному делу. Его решение является незаконным и подлежит отмене.

Комментарий:

1. Суды вышестоящих инстанций оставили решение без изменений. А в постановлении кассационной инстанции была окончательно сформулирована позиция в отношении п.99 ФАП.
2. Суд указал, что само по себе рандомное предоставление напитков и питания пассажирам задержанного рейса не означает выполнения авиакомпаниями этих нормативных требований. Принципиальным моментом является своевременность и соблюдение необходимой периодичности.
3. Кроме того, обязательным требованием является и надлежащее оповещение пассажиров о предоставляемых услугах.

Галина Короткевич, партнер.

Ссылка на источник: https://vitvet.com/blog/gkorotkevich/obyazannosti_aviakompanij_pri_zaderzhkah_rejsa/

Звоните по телефону +7 (383) 310-38-76 или пишите на адрес info@vitvet.com.

Наша юридическая компания оказывает различные юридические услуги в разных городах России (в т.ч. Новосибирск, Томск, Омск, Барнаул, Красноярск, Кемерово, Новокузнецк, Иркутск, Чита, Владивосток, Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, Самара, Челябинск, Ростов-на-Дону, Уфа, Волгоград, Пермь, Воронеж, Саратов, Краснодар, Тольятти, Сочи).

Мы в "ВКонтакте": https://vk.com/vitvetgroup

Наш канал на YouTube: https://www.youtube.com/channel/UCmkhP2EPWG8wXGhQw3kvBnQ

Наш телеграм-канал: https://t.me/vitvetcom