Найти тему

Разговор святого Писентия с мумией. Или представления коптских христиан об аде, заимствованные из египетской мифологии /Читая Баджа

Есть в Египте город Коптос. Когда-то, в первые века христианства, он, населенный потомками древних египтян – коптами, назывался Кефт. На рубеже VI – VII веков епископом в нем служил Писентий, почитаемый в Коптской Церкви святым. Ее вероучение отличается от православного. Ибо копты – монофизиты, но это – тема для отдельного разговора. Если кому-то интересно, в рамках формирования самых общих представлений об их вероучении, рекомендую великолепный стрим на «Втором Риме» «Второй Рим» | История Вселенских Соборов: Халкидонский собор и монофизитство (dzen.ru)

Икону епископа Писентия я не нашел. Это - коптская иконы святых Антония Великого и Павла Фивейского. Изображение из открытых источников.
Икону епископа Писентия я не нашел. Это - коптская иконы святых Антония Великого и Павла Фивейского. Изображение из открытых источников.

Так вот, с Писентием однажды случилась история, изложенная в не раз упомянутой на моем канале работе Баджа и иллюстрирующая серьезные заимствования коптами представлений о загробных муках, из древнеегипетских воззрений на сей счет. Судите сами:

«Святой нашел прибежище в гробнице (довольно типично для египетских подвижников первых веков христианства – И.Х.) , где было свалено в кучу множество мумий. Прочитав список людей, похороненных там, он отдал его своему ученику, чтобы тот вновь разложил их по местам.

Причем обратился к нему, убеждая сделать эту работу Бога прилежно, и предостерег, что каждый человек станет когда-нибудь тем же, чем стали мумии, лежащие перед ними. “И некоторые из них, — сказал он, — чьи грехи были многочисленны, пребывают сейчас в Аменти (в переводе с коптского, в аду – И.Х), одни — в кромешной тьме, другие — в ямах и рвах огненных; третьи — в реке огненной, где никто не может даровать им покой.

Но другие, подобные им, находятся в месте успокоения, поскольку творили добро”.

Когда ученик ушел, святой начал разговаривать с одной из мумий, бывшей когда-то уроженцем города Эрмента (или Арманта), родителей которого звали Агрикола и Евстафия. Этот человек почитал Посейдона и никогда не слышал о пришествии в мир Христа. “Да, — сказал он, — горе, горе мне, рожденному в мир. Почему лоно моей матери не стало моей могилой? Когда пришло время мне умереть, сразу же ангелы Творца Вселенной окружили меня. Они перечислили все грехи, что я совершил, и обратились ко мне: „Дозволь войти сюда тому, кто спасет тебя от мучений, в которые ты ввергаешь себя".

И были в руках у них железные ножи и заостренные стрекала, подобные острым копьям, и они кололи ими мои бока и скрежетали на меня зубами. Когда, немного погодя, мои глаза открылись, я увидел смерть, витавшую вокруг меня в разных обличьях.

И в тот же миг явились ангелы, лишенные жалости, вытащили мою жалкую душу из тела и, заключив ее в некое подобие черной лошади, препроводили меня в Аменти.

Горе каждому грешнику, подобному мне, что был рожден в мир. О господин мой и отец, я был отдан в руки множества безжалостных мучителей в различных обличьях. О, какое множество чудищ видел я по пути!

О, какое множество сил, пребывающих там, мучило меня! И когда случилось так, что я был сброшен в кромешную тьму, я увидел огромный ров глубиной более двухсот локтей; он был наполнен гадами, и у каждого гада было семь голов, и тело каждого было подобно телу скорпиона.

Здесь еще жил Великий Червь, один вид которого ужасал смотрящего на него. В его пасти были клыки, подобные железным прутьям; кто-то схватил меня и бросил этому Червю, никогда не прекращавшему есть.

В тот же миг все чудовища собрались возле него и, когда он набил свою пасть [моей плотью, эти бестии, окружавшие меня, стали набивать свои». В ответ на вопрос святого, бывает ли у него отдых или время без мучений, мумия ответила: “Да, отец мой, терпящим муки оказывают милость каждую субботу и воскресенье. Но как только воскресенье кончается, нас вновь отдают на муки, которые мы заслужили, так что мы можем забыть годы, проведенные в мире; и когда мы забываем тяжесть этих мук, нас обрекают на другие, еще более ужасные”

Жутковата история, согласитесь; причем далекая от собственно христианских представлений об аде. Бадж комментирует эту беседу Писентия с мумией, что, замечу, несколько странно, ибо душа должна покинуть тело после смерти, даже мумифицированное. Но об этом – в следующий раз.

Если Вам понравилась статья – подписывайтесь на мой канал.