2,2M подписчиков

Чудо одиннадцатого часа. Фильм "Виновный" – спасение человеческой души в кадре

1,9K прочитали
ФОТО: INSIDEFOTO/GLOBALLOOKPRESS
ФОТО: INSIDEFOTO/GLOBALLOOKPRESS

Фильм датского режиссёра Густава Мёллера "Виновный" предлагает зрителю редчайшее творческое сокровище - наблюдение за спасением человеческой души. Настоящее чудо одиннадцатого часа и ещё один повод перечитать Евангелие.

Жалобы, что современный кинематограф обмелел, лишился смыслов, превратился в конвейерное производство шаблонных изделий, звучат уже давно. И во многом они обоснованны.

Однако нет-нет, да и блеснёт в сером царстве плотного тумана ремейков, сиквелов, приквелов и прочих синонимов понятия "плагиат" луч света - фильм не только талантливый и умный, но и проникнутый подлинным христианским смыслом.

Образец великого европейского кино ирландская лента "Голгофа" - в рубрике Царьграда "Киномарафон".

Один из подобных гениальных фильмов - вышедшая на экраны в 2018 году гениальная датская драма Густава Мёллера "Виновный".

Главный герой - опытный детектив датской полиции Асгер Хольм застрелил человека. Ситуация была неоднозначная, получила широкую огласку в прессе, назначено служебное расследование и судебное заседание. Асгера отстранили от полицейской работы и временно направили трудиться оператором экстренной службы, принимать звонки от обколовшихся наркоманов и заблудившихся пьяных девиц.

Но в последний перед судом день работы "на трубке" Асгер принял звонок от женщины, которую похитил бывший муж, преступник-рецидивист. Он везёт её в неизвестном направлении, у него нож - а дома осталась 6-летняя дочь и грудной сын. Асгер Хольм использует весь опыт и чутьё полицейского, чтобы спасти жертву похищения.

Если у кого-то возникнет желание перед просмотром "Виновного" заранее ознакомиться с сюжетной фабулой, нужно побороть это искушение. Иначе драматургия фильма будет убита на корню, равно как и его эмоциональное воздействие.

Но культурное значение картины "Виновный" не исчерпывается художественными достоинствами - выдающимся сценарием, прекрасной режиссурой постановщика-дебютанта и великой работой исполнителя главной (и по сути единственной - в кадре лишь один персонаж) роли актёра Якоба Седергрена.

Особое звучание этот фильм приобретает с точки зрения христианского понимания спасения души. Пытаясь спасти людей по ту сторону телефонной трубки, детектив Асгер Хольм забывает о том, что мучает его всё последнее время.

Зритель видит главного героя в день перед судом, на котором решится его судьба. Хольм может не только лишиться работы, но и отправиться в тюрьму. И вдруг Асгер совершенно забывает о себе, стараясь привести людей, для которых он единственная связь с миром, к спасению. Человек не способен спасти кого-либо, если на это нет Божьей воли, но он может открыть своё сердце для самоотречения, для стремления помочь любой ценой.

На примере Асгера мы видим действие закона духовной жизни - самоотречение рождает осознание своего греха, покаяние и готовность понести кару за содеянное. Ещё пару часов назад главный герой мучительно искал любой способ обезопасить себя от вероятного завтрашнего наказания - и вдруг он впервые осознаёт не только свою вину (из-за него погиб человек), но и ощущает в себе силы ответить за неё.

В конце фильма Асгер Хольм выходит из кадра с готовностью понести кару, он обрёл смирение - то есть признание собственной немощи и греховности и надежду на Бога, доверие Ему. Один из редчайших примеров того, как кинематографу удалось показать чудо спасения отдельно взятой человеческой души.

Сюжет "Виновного" побуждает вспомнить прекрасное выражение святителя Иоанна Златоуста, что Бог "и намерение целует" (Слово на Пасху). Между тем святитель произнёс эти слова, комментируя притчу Спасителя о работниках виноградника (Мф., 20:1-16), которые получили равную награду вне зависимости от того, работали ли они с первого часа или с одиннадцатого.

Асгер Хольм - это тот самый работник одиннадцатого часа, который откликнулся на зов в последний момент - и был спасён. Удивительно пронзительное воплощение библейского образа, за которым скрывается практически каждый из нас. Ведь редкий человек может сказать о себе, что работал ради своего спасения с первого часа. Мы живы лишь надеждой на милосердие Бога, во власти Которого дать нам незаслуженную награду, на чудо.

Ничем, кроме чуда, нельзя объяснить и появление в 2018 году в Дании, стране победившей толерантности, столь христианского по смыслу и великого с творческой точки зрения фильма, как "Выживший". Вот так политкорректная либеральная диктатура порождает духовные шедевры.