Найти тему
Седые хроники времён

Партизан-"Оборотень": На что прельстился герой Советского Союза и чем за это заплатил

Он твердил, что расправлялся лишь с врагами Родины, обещал предъявить доказательства невиновности и напоминал судьям о своих боевых заслугах. Но приговор суда был неумолим - бывшему партизанскому командиру Борису Лунину оставили жизнь, но лишили его всех званий и наград, в том числе звания Героя Советского Союза.

Побег из концлагеря

Довоенная биография Бориса Николаевича Лунина не представляла собой ничего необычного - родился в селе под Саратовом, учился в деревенской школе, в 21 год был призван в ряды РККА. Успел послужить вдали от родных мест - в Монголии и в Читинской области. В начале Великой Отечественной войны Борис Лунин командует минометным расчетом 17-й бронетанковой дивизии, сражавшейся на Западном фронте.

В августе 17-я бронетанковая попадает в окружение, уцелевшие красноармейцы, в том числе Борис Лунин, помещены в концлагеря. Но Лунину очень хочется выжить, и он устраивается служить в полицию концлагеря "Дрозды", где было уничтожено более 10 тысяч советских граждан. Впрочем, о том, как вел он себя с несчастными узниками, ничего неизвестно, зато в марте 1942 года живой и здоровый Борис Лунин совершает побег вместе с несколькими товарищами по лагерю и присоединяется к одному из партизанских отрядов Белоруссии.

Концлагерь "Дрозды"
Концлагерь "Дрозды"

Во главе "Штурма"

Боевые товарищи не стали проверять его биографию, тем более что Борис Лунин, назвавший себя младшим политруком РККА, проявил себя как отчаянный храбрец. Но жесткая дисциплина тяготила его, и вскоре он создает собственный партизанский отряд, названный грозным именем - "Штурм". К осени 1942 года на счету "Штурма", не щадившего ни немцев, ни полицаев - 9 взорванных немецких эшелонов.

-2

Двойная жизнь "Оборотня"

Но партизан Лунина, возомнившего себя царем и богом, страшились не только враги. Отряд "Штурм", позднее - бригада "Штурмовая", "прославил" себя грабежом окрестных деревень и расправами над всеми, кто противился командам Лунина и его подручных. Сам Борис Лунин безудержно пил, завел себе гарем из деревенских девушек, установив право "первой ночи", бахвалился своими "подвигами" и вел себя не лучше оккупанта.

"Правой рукой" Лунина был бывший сотрудник особого отдела НКВД Иван Белик, помогавший начальнику обделывать самые грязные делишки - например, расправляться с надоевшими или забеременевшими любовницами. Слепо преданный "Луню", Белик не забывал и о своих интересах. Например, Иван расстрелял односельчанина своей пассии только за то, что тот был с нею в ссоре, и объявил несчастного фашистским агентом. Если же Белику нравилось какое-то барахлишко, он уничтожал его владельцев, не щадя даже маленьких детей, чтобы не оставить свидетелей.

Отрывок из обвинительного приговора
Отрывок из обвинительного приговора

Расправа над "вражескими агентами"

Так "развлекались" дружки до декабря 1942 года, когда к отряду "Штурм" примкнула блуждавшая в белорусских лесах группа разведчиков ГРУ под командованием Сергея Вишневского. Явки разведчиков были провалены, и им пришлось уйти из Минска. Именно Сергей Варшавский установил связь отряда Лунина с Большой землей, а заодно обнаружил, что вольница, царившая среди разложившихся партизан, превзошла все допустимые границы.

Лунина это бесило - он привык действовать без оглядки на вышестоящее начальство и расправляться с конкурентами, а тут из Минска является "особист", который отдает ему приказы! 2 января 1943 года, как раз после развеселого празднования Нового года, Лунин заявляет своему комиссару Федорову, что Вишневский претендует на место командира партизанского отряда. А потом пьяный в стельку Лунин велел расстрелять разведчиков, объявив, что те - агенты фашистов, заброшенные в белорусские леса с целью дискредитации партизанского движения. В ответ на протесты комиссара, напоминавшего о необходимости провести трибунал, Лунин объявил, что получил эти сведения от командира соседнего партизанского отряда.

Борьба с фашистами

Борис Лунин, скорый на расправу с чужими и своими, воевал с немцами до лета 1944 года, когда была освобождена Белоруссия. Бригада "Штурмовая" пускала под откос эшелоны, уничтожила немецкую колонну, посланную для расправы с непокорными деревнями, и отправила на тот свет более 600 фашистов. Первого января 1944 года, когда вся страна встречала Новый год, герой "рельсовой войны" Борис Лунин был представлен к званию Героя Советского Союза, награжден орденом Ленина и медалью "Золотая Звезда" - высшими из воинских наград.

Борис Лунин в 50-е годы
Борис Лунин в 50-е годы

В послевоенные годы Борис Лунин жил в тишине и покое, словно забыв свое бурное прошлое, и чуждался любознательных журналистов, расспрашивавших героев войны об их боевых подвигах. Он занимал высокие должности, дослужившись даже до замминистра автотранспорта Белорусской ССР. И хотя в Москву поступали сообщения о самодурстве Лунина в военные годы, доходившие до самого Сталина, вождь Страны Советов не придавал им никакого значения, возможно, решив, что это - вражеские происки.

Суд и приговор

"Счастливая звезда" Бориса Лунина, который в конце концов обосновался в Анапе, закатилась лишь после смерти Сталина. В 1957 году, когда по душу бывшего партизана явился следователь военного трибунала, Лунин отчаянно бранился, называя молоденького следователя "сопливым мальчишкой" и угрожая ему жестокой расправой.

Борис Лунин
Борис Лунин

Суд приговорил Бориса Лунина к семи годам лишения свободы за расправы над мирными советскими гражданами, но смягчил свой приговор. Скорее всего, судьи учитывали боевые заслуги Лунина, а возможно, они не хотели дискредитировать партизанское движение. Ведь художества Лунина и его дружка Белика были словно взяты из немецких агитационных листовок.

Борис Лунин так и прожил свою долгую жизнь отщепенцем. Советская, а затем и российская власть не склонялась на просьбы о пересмотре приговора, исходившие от Лунина и его товарищей по партизанскому отряду. Он умер в Анапе в возрасте 76 лет.