Стивен Тулмин в книге ‘Человеческое понимание‘ связывает понимание с обсуждением следующего вопроса:
‘Что такое человек, раз он может понять мир? И что такое мир, раз человек может его понять?’
Он также говорит о необходимости одновременного понимании путей познания и полученного знания:
‘Человек познает, но он также и осознает то, что он познает.’
Далее отмечается разрыв между наукой и философией:
‘всякое чрезмерное разделение теории познания и практики познающего субъекта должно побуждать нас спросить: «Неужели ученые перестают размышлять? Неужели философы теряют чувство реальности?»’
Перед анализом современной ситуации Тулмин рассматривает, что думали о знании и познании научные революционеры 17-ого века. Тулмин говорит о гармонии между наукой и философией в те времена; при этом он формулирует базовые положения тех времен таким образом:
‘(1) Естественный порядок устойчив и стабилен, и разум человека приобретает интеллектуальное господство над ним, размышляя в соответствии с принципами понимания, которые также устойчивы и универсальны.
(2) Материя, по существу, инертна, и активным источником, или внутренним вместилищем рациональной, самопроизвольной деятельности является абсолютно отличный от нее дух, или сознание, в котором локализуются все высшие интеллектуальные функции.
(3) Геометрическое знание обеспечивает исчерпывающий стандарт не требующей поправок точности, по которой можно судить обо всех остальных требованиях к познанию.’
Далее: http://blog.rudnyi.ru/ru/2023/03/toulmin-three-axioms.html