Песталоцци (1746-1827) посвятил свою жизнь развитию системы начального обучения детей. Он разработал принципы воспитания и обучения детей, которые актуальны и сегодня. Если, конечно, вы хотите развивать детей. Для Песталоцци образование это прежде всего воспитание. А воспитание без развитого мышления невозможно. У него труд, игра и обучение - это средства воспитания человека. Труд и игра дают ребенку возможность непосредственного восприятия проблем и задач, которые появляются в его жизни. На это восприятие накладывается обучение. Его система образования связала жизненный опыт ребенка с обучением. В обучении информация должна поступать в соответствии с формирующимся запросом от опыта в труде и игре. Тогда она ложиться на желание узнать и легко закрепляется в памяти. По Песталоцци знание должно вести к действию. Это когда информация используется ребенком в игре или труде и даёт возможность совершить нужное ему продуктивное действие. Такое обучение развивает у ребенка способность мыслить, т.е. навык видеть и «придумывать» новое. В этом состояла основа «развивающего обучения» Песталоцци. Она потом оформится в его теорию «природосообразного образования».
Песталоцци считал, что нужно помочь ребенку обрести набор ясных и точных понятий, указывающих на суть предметов и явлений. Как кучу беспорядочных впечатлений от мира превратить в упорядоченную логичную картину мира? Он считал, что этому способствует практика сравнения предметов и явлений и на этой базе попыток классификации. Навык осознанной классификации формируется на опыте сравнения и выделения существенных признаков. Дети анализируют свойства и признаки предметов, обобщают их и таким образом формируют ясные и точные понятия. Опыт сравнения позволяет делать первые обобщения. Постепенность и доступность – главный принцип работы Песталоцци. Он аккуратно вел детей от простого к сложному, непрерывно добавляя информацию небольшими порциями.
Он считал, что «жизнь формирует» человека. Поэтому сначала труд и игра, потом обучение. Иначе сломается система формирования понимания мира. Обучение должно дополнять и помогать ребенку трудится и играть. Тогда обучение станет естественной частью воспитания, т.е. формирования уравновешенного разносторонне развитого человека. Детям нужно давать такую информацию, которая ложится на их жизненный опыт. В школе Песталоцци сначала формировали полезные в жизни навыки и умение делать правильные выводы, а потом давали нужную недостающую информацию. Тогда дети легко понимают для чего им эта информация в их жизни, осознают ее нужность и полезность. Когда к этой информации есть естественный, подлинный интерес, она легко запоминается и ее не надо зубрить. Так формируется естественный интерес к обучению. Кроме того, должна быть простая, понятная, логичная связь новой информации с уже усвоенным учебным материалом. Объяснения учителя должны быть всегда логично связаны между собой.
Если говорить о принципах обучения у Песталоцци, то можно выделить наиболее существенные. Это, прежде всего, устойчивая ясная логическая связь внутри всего массива учебного материала. Эта логика формируется за счет того, что каждое новое понятие логично вытекает из предыдущего. Оно включает в себя предыдущее понятие. Новое понятие не вводится, пока не усвоена суть предыдущего. Ученик должен иметь возможность построить прочную систему из простых и наиболее существенных понятий. И только потом к ним постепенно добавлять менее существенные и более сложные понятия.
Разделение понятий на существенные и не существенные должно опираться на их естественное деление в жизни, т.е. опираться на опыт ребенка в труде и игре. Ученики должны прежде всего сформировать умение выделять суть предмета или явления. Без этого навыка не будет прочного понятийного каркаса для развития мышления, т.е. выделения связей между предметами и явлениями. Когда дети понимают суть и связи предметов и явлений они смогут упорядочить их, т.е. составить их классификацию. Так формирует логичная упорядоченная картина мира. Она позволит различать правдивые и ложные суждения о мире. Сейчас бы сказали, что это начало построения системной картины мира. Помочь ребенку сформировать свою логичную картину Мира – главная задача школы Песталоцци.
Главное чего добивался Песталоцци это формирование способности к самостоятельным суждениям в труде и игре. Это база формирования самостоятельного или, как любят сейчас говорить, критического мышления. Это позволяет развивать в ребенке стремление к самообразованию и самовоспитанию.
Песталоцци всю жизнь занимался начальным базовым образованием. Он создал теорию элементарного образования. В его основе лежит холистическое мировоззрение. Для него развитый ребенок это хорошо уравновешенное Целое. Поэтому система образования Песталоцци не может быть основана только на развитии мышления. Это ещё и развитие души и тела. Развивая ребенка как единое Целое, надо развивать уравновешенное взаимодействие ума, тела и души. Для Песталоцци воспитание это взаимодополняющее развитие этих трёх сил человека – силы ума, тела и души. Песталоцци это называл развитие силы ума, руки и сердца. Невозможно развивать благородство души, не имея опору в понимании причинно-следственных связей мира, т.е. ума. Невозможно трудится на благо людей и Мира, не имея развитой души. Работа ума и души будет сильно осложнена без развитого здорового тела. О взаимодействии и взаимном влиянии этих трех частей человека можно написать не одну книгу. Песталоцци считал, что у человека три основных способности: способность мыслить, создавать своими руками и чувствовать. Вот эти способности и их взаимодополняющее взаимодействие развивала система образования Песталоцци в детях.
Холистический подход к построению системы образования распространялся и на отдельные его части. Так, физическое развитие ребенка это не только развитие силы, ловкости и подвижности. Это ещё и развитие органов чувств человека – возможностей зрения, слуха, мелкой моторики руки. Поэтому у Песталоцци в систему физического развития входило обучение музыке, пению, рисованию. Упражнения по физическому развитию должны давать ребенку необходимый личный опыт, на который будет накладываться развитие ума и души. Это опыт радостей и огорчений, приятных ощущений и боли. Этот опыт должен включать развитие изобретательности через попытки использовать простые комбинации базовых навыков движения. Он будит воображение, приводит в движение эмоции, включает память. По задумке Песталоцци такая система развивает у детей способность самим находить себе занятие, т.е. даёт опыт независимого самостоятельного существования. Очень важно, чтобы этот опыт вел к росту самодостаточности и уверенности ребенка в своих возможностях.
У Песталоцци необходимый личный опыт ребенок получал не только в упражнениях по физическому развитию, но и в труде, и в игре. Опыт полезного труда вырабатывал у ребенка такие качества как точность, аккуратность, умеренность, привычка к порядку. В ходе труда у ребенка развивались способности к сосредоточению внимания, к самостоятельности суждений. Все эти способности и навыки ложились в основу развития общей культуры труда. Дети учились измерять, сравнивать, считать. Этот опыт работал как на развитие умственных, так и нравственных способностей детей. Давал понимание того, для чего нужно уметь считать, писать, рисовать, понятно и осмысленно говорить. Ребенка приучали к терпению и выносливости. Он учился объяснять, что он собирается сделать и как, т.е. планировать. Это давало детям понимание того, что они уже много чего могут сделать сами.
Песталоцци считал, что «развитие ума и руки должно быть подчинено развитию сердца». Обучение, труд и игра работают прежде всего на воспитание сердца, т.е. развитие души. Цель образования – это формирование уравновешенного самостоятельно мыслящего человека. Человек для Песталоцци это целостное явление и развивать его нужно как Целостность. Развитие только одной, пусть очень важной части, вносит такой перекос, что разрушает целостность Человека и его потом надо исцелять.
Развивать сердце человек - это культивировать такие чувства как чувство долга и благодарности, сочувствие, способность поставить себя на место другого человека, способность прощать, способность к милосердию, развитие чувства меры, т.е. умеренность, способность к доверию и другие. Следуя своему холистическому мировоззрению, Песталоцци считал, что одновременно с моральными и нравственными чувствами нужно развивать и эстетические чувства. Такие как чувства порядка, гармонии, красоты. Обучение пониманию и видению красоты мира должно опираться на личный опыт ребенка в труде и игре, на его способность видеть и различать. Наиболее эффективным средством воспитания человека Песталоцци считал участие детей в добрых и полезных делах, требующих от них волевых усилий. Песталоцци называл это «упражнением в добродетели».
В воспитании Песталоцци отводил особую роль развитию способности к «внутреннему созерцанию». Самонаблюдению (сейчас говорят рефлексии) он уделял много внимания не только при развитии души, но и при развитии ума и тела. Осознание ребенком внутренних и внешних впечатлений это самая важная часть его воспитания. Детей нужно научить объединять эти разрозненные впечатления от внутреннего и внешнего мира в нечто Целостное, т.е. в системную картину Мира. Для этого, по мнению Песталоцци, нужно сначала выработать правильные, т.е. сущностные представления и понятия. Затем дать детям возможность высказывать самостоятельные суждения, т.е. слушать их. Это позволит учителю помочь детям сложить свою логичную картину Мира. Система воспитания Песталоцци строится на личном опыте ребенка, на его восприятии обстоятельств своей жизни. Прежде чем говорить о какой-либо добродетели, нужно дать ему возможность пережить ее, столкнуться с ней в жизни, т.е. он должен непосредственно участвовать в добрых и полезных делах, совершать добродетельные поступки. Это один из главных принципов построения системы образования Песталоцци вообще и воспитания в частности.
Когда из системы образования в РФ выкинули принципы обучения Песталоцци – дети стали плохо учиться. Советская система образования была скопирована с гимназии Российской империи. В основу системы обучения в гимназии Российской империи была положена прусская система образования 19 века. Прусская система образования в большей своей части был основана на трудах Песталоцци.
Подпишитесь на канал,
чтобы не пропустить новые публикации.