Проблемы с надёжностью машины Red Bull RB19 в Джидде стали не только важным залогом победы Серхио Переса над Максом Ферстаппеном, но и едва не привели к конфликту на финише в воскресенье. Масштаб скандала был бы гораздо больше, чем в Интерлагосе в ноябре 2022 года, когда действующий чемпион отказался помочь напарнику в борьбе за второе место в личном зачёте. Что именно произошло и как удалось миновать конфликт?
С 5,4 до 4,3 секунды за 12 кругов
Второй пилот Red Bull Racing получил неплохую фору после поломки карданного вала на машине напарника во втором сегменте квалификации. На первых 17-ти кругах, пока Макс прорывался с 15-го места, он оторвался от него на 18 секунд. Но из-за схода Лэнса Стролла выехал сейфти-кар и свёл на нет весь отрыв.
После рестарта Максу потребовалось всего пара кругов, чтобы пройти Джорджа Рассела и Фернандо Алонсо и устремиться в погоню за товарищем по команде. И казалось бы, что такое пять секунд отставания за 25 кругов до финиша, когда ещё полгонки впереди? Думалось, победитель Гран При Бахрейна легко догонит и обгонит Переса, но нет, не в этот раз!
За следующие 12 кругов Ферстаппен сократил разрыв всего на 1,1 секунды – с 5,4 до 4,3 секунды. Перес был невероятно быстр, как и всегда на городских трассах, и даже осмеливался отвечать напарнику лучшими кругами. К тому же оба находились на одной тактике и ехали до финиша на жёстком типе шин.
«Макс, пожалуйста!»
Итак, началось всё на 38-м круге, когда Макс Ферстаппен услышал пронзительный визг в моторном отсеке и почувствовал, что изменился ход педали газа. Неужели опять приводной вал накрылся?!
Инженеры в гараже и на базе в Милтон-Кинсе экстренно изучили телеметрию с машины действующего чемпиона. Каких-либо аномалий обнаружено не было, но тем не менее Ферстаппена попросили от греха подальше сбавить темп и сосредоточиться на доезде до финиша. Однако голландец решил, что лучше сойти в погоне за напарником, чем смириться со вторым местом, и продолжил атаковать во весь опор.
Вскоре и Перес ощутил странную вибрацию в задней части машины и почувствовал, что тормозная педаль стала жёстче. Как и на RB19 Макса несколькими кругами ранее, инженеры не выявили неполадок. Тем не менее сам Чеко попросил сдержать партнёра по команде. Так беспокоился за надёжность техники или больше переживал, что двукратный чемпион догонит и обгонит его?
«Скажите Ферстаппену, чтобы он замедлился!»
Гоночный инженер Ферстаппена Джанпьеро Ламбьязе вышел на связь со своим подопечным и, как в Бахрейне две недели назад, попросил:
«Макс, держи темп на уровне 33,0. Макс, ещё раз – ориентир 33,0, подтверди!»
В ответ тишина в радиоэфире, а на тайминге – фиолетовые сектора, свидетельствующие о том, что двукратный чемпион и не думает сбавлять темп.
«Макс, 33,0, пожалуйста!» – попробовал Ламбьязе ещё раз.
ТИШИНА в ответ!
«Так зачем вы говорите мне ехать с 33,0?!»
Серхио Перес молодец в том плане, что был начеку. Уроки в концовке прошлого сезона не прошли даром, и он прекрасно понимал, что от чемпиона-напарника можно ждать любую выходку. Потому, получив указание ехать в пределах 1,33, он первым делом поинтересовался у гоночного инженера: «А в каком темпе едет Макс?»
«32,6», – ответил Хью Бёрд.
«Так зачем вы говорите мне ехать с 33,0?!» – возмутился мексиканец.
Чуть успокоившись, Серхио снова вышел на связь с пит-уолл: «Мы напрасно рискуем. Зачем так атаковать?»
С командного мостика ничего не ответили, хотя и так всё было понятно: потому что не можем сдержать Макса. Что же, нечего делать, лидер гонки тоже продолжил атаковать, пока напарник всё-таки не прислушался к здравому смыслу.
Бонусный балл за лучший круг – мелочь
Ферстаппен бросил атаковать за четыре круга до финиша, когда понял, что отставание непреодолимое – партнёра по команде уже точно не достать.
«Я прикинул и понял, что не смогу сократить гандикап. Знаете, иногда лучше действительно поехать на секунду медленнее, чем остановиться на обочине из-за поломки», – порассуждал двукратный чемпион после финиша.
С другой стороны, голландский гонщик не был бы самим собой, если бы что-то не выкинул до клетчатого флага.
«Какое лучшее время круга?» – спросил по радио действующий чемпион.
«Макс, нас не волнует лучший круг», – ответил гоночный инженер.
«Меня волнует!» – ответил Ферстаппен и… под клетчатым флагом выдал лучшее время.
Мотив лидера Red Bull Racing в принципе был понятен, ведь в противном случае на первую строчку в личном зачёте вышел бы Перес. Именно мексиканец вплоть до клетчатого флага удерживал бонусный балл.
«Мне сказали по радио, что лучший круг останется за мной, и попросили оставшуюся часть гонки поддерживать необходимый темп. Я поговорю с командой и выясню, что произошло», – возмутился победитель Гран При Саудовской Аравии.
Чеко, конечно, обидно, ведь он находился в одном шаге от того, чтобы впервые в карьере возглавить чемпионат мира. Но учитывая напряженное развитие событий по ходу предыдущих кругов, можно сказать, обошлось малой кровью. Если бы не бдительность Переса и сговорчивость командного мостика, обсуждали бы мы сейчас, как Ферстаппен отобрал у напарника победу, а не дополнительное очко за лучший круг.
По материалам: the-race.com/formula-1/mark-hughes-red-bulls-driver-face-off-exposed-its-fragility