Вопрос.
,,расскажите, пожалуйста, о Прибежище. Для западного человека схема "учитель сказал - иди делай", на мой взгляд, не очень подходящая, мы привыкли сначала как-то логически укладывать информацию в своей голове, а потом уже применять это. Поэтому Прибежище с его некой фантастичностью у многих вызывает вопросы. Например: кто такие дамы,
мы понимаем (это те, благодаря кому сохраняются линии преемственности, передача знаний и т.д.), кто такие будды - тоже понятно (собственно, с них все и началось), про учение тоже понятно (по сути, все учения в мире - это учения будд, даже если этих будд звали Иисус, Магомед, Николай Чудотворец и т.д.), про освобожденную сангху тоже понятно (это наши учителя на пути, вы, например, тоже к ним относитесь). А вот про Йдамов, защитников мудрости и дарующих активность - не очень понятно. Например, ламы, будды, сангха - это для нас по сути реальные люди, а учение - это реальные методы, знания, книги и т.д. А вот Йдамы и защитники - это некая абстракция. Они где-то существуют, на тонком плане например? или это просто некие формы для своих задач?
Ответ.
Есть общее Прибежище для всех буддийских традиций - это Будда, Дхарма, Сангха. Тут Будда - это Учитель, Дхарма - это Учение и Сангха - это те, кто помогает нам на пути.
В Ваджраяне принимают дополнительное Прибежище в Гуру, Йдаме, Дакини.
Такое Прибежище обязательно принимают при получении тантрического посвящения в Ваджраяне.
Прибежище бывает на внешнем уровне и на внутреннем уровне.
На внутреннем уровне Будда это не только Учитель, который реализовал полностью природу будды. Это также твоя подлинная будда - природа, которая и является нашим подлинным Прибежищем. И все внешние Прибежища мы принимаем для того, чтобы реализовать внутреннее прибежище. А внутреннее прибежище - это Дхармакайя, твоя подлинная внутренняя природа.
Дхарма бывает двух видов - Дхарма реализации и Дхарма слов.
Дхарма слов - это учения, которые даны. Дхарма реализации - это методы, которые приводят к реализации. Йогические тантрические учения являются Дхармой реализации.
Реализация Мастеров, которые с помощью силы своей собственной реализации приводят тебя к просветлению - это тоже Дхарма реализации.
В Сангху в Ваджраяне не включены наши друзья и ваджрные братья. Даже те учителя, которые не очень хорошо реализованы, не являются объектом Прибежища.
Прибежищем являются высоко реализованные сознания.
Когда ты принимаешь Прибежище в Ваджраяне, ты принимаешь Прибежище не только в том, что есть в этом мире.
Будды, хоть мы не можем их видеть, находятся всегда рядом с нами, с ними можно вступить в контакт. Поэтому они могут быть Прибежищем.
Что касается прибежища в Гуру, Йдаме, Дакини, то Гуру выступает, как внешнний человек для того, чтобы привести тебя к реализации твоего собственного внутреннего гуру, в природе твоего ума.
Дева (Йдам) - это не какое-то абстрактное понятие. Это подлинно существующее божество, в мандалу которого ты входишь. С помощью тантрических методов ты реализуешь мудрость этого Йдама и она идентична твоей собственной мудрости.
Дакини и даки , защитники, тоже реально существуют. Они не даруют активность. Они сами являются активностью, помогая практикующему на Пути. Они устраняют препятствия, а также, если практикующий делает что-нибудь не так, могут его наказать.
Говорится, что ,,Гуру - это источник всех благословений, Йдам - это источник всех достижений, а Дакини - источник всех активностей".
Отнюдь не все учения в мире это учения будд. Будды это те, кто в полной мере реализовал природу реальности.
Кто реализовал всё, что можно реализовать и очистил всё, что можно очистить.
Отнюдь не все чудотворцы, пророки и т.д. являются буддами. Будда - это Совершенный (в одном из переводов). Это тот, кто дошел до конца.
Будда безошибочен.
Могучее божество вовсе не обязательно является буддой. Если это вообще божество.
Будда находится в полной гармонии с природой реальности.
Есть такие слова:
,, всё находится в гармонии с тобой,
если ты находишься в гармонии с пустотой".
Прибежище - это как дверь. Если ты не вошёл в дверь, ты не можешь дальше двигаться по этажам и комнатам здания. Доржонг Ринпоче говорил : ,,некоторые думают так: мы очень - очень любим Будду и согласны с его учением, но не хотим принимать формальное Прибежище.
Мы хотим быть выше этого, хотим быть одновременно христианами, мусульманами, суфистами и т.д.
Но дело в том, что Прибежище - это как виза. Допустим, ты хочешь поехать в какую-то страну.Ты полностью согласен с её демократическим строем, с её материальным достатком, с её толерантностью и т.д., ты очень хочешь туда поехать. Но тебе надо пойти и подать на визу. Написать заявление, и только тогда тебя туда пускают".
Сам акт прихода к Прибежищу соединяет тебя внутренне со всем потоком Учения. Ты входишь в сферу влияния и под защиту всех, кто находится на Пути.
Хотя Прибежище кажется фантастическим, на самом деле оно является реально существующим. Когда ты начинаешь практиковать, тогда Прибежище перестает для тебя быть фантастическим и становится очень реальным. Ты реально чувствуешь и знаешь эту силу. Ты знаешь её способность, мощь, ты узнаешь её способность помогать и ощущаешь её влияние на твою жизнь. Ты понимаешь, что это действительно является твоим Прибежищем. Это действительно реально существует.
Гуру тоже реально существует.
Он реально существует не только как человек, с которым ты встречаешься.
Он также существует, как связь твоего ума даже в то время, когда ты с ним не общаешься. Таково свойство Гуру.
Когда мы уезжали от Доржонга Ринпоче, он говорил - не беспокойтесь, я с вами всегда. Так было и есть, мы чувствуем это всегда.
Ты чувствуешь силу, которая тебя сопровождает.
Коренной гуру - это куратор, который ответственен за тебя на протяжении многих жизней.
Все эти вещи, которые в буддизме кажутся абстрактными, на самом деле являются реальными. Просто нужно время и условия для того, чтобы ты понял их реальность. Нужен опыт.
Буддизм имеет дело с вещами, которые на внешнем уровне не видны. Но чем дальше ты продолжаешь практику, тем лучше ты понимаешь, что всё это реально существует.