Всем тем, кто любит находить локации, связанные с Виктором Цоем, это будет интересно. То есть, всем нам. Мы исповедуем принцип: один адрес – не всегда одна история. Хотя, в данном случае одна конкретная история. Итак, всем известный район проспект Ветеранов. Если вы планируете посетить памятник Виктору Цою и увидеть дом, где жил Виктор, то сможете заодно локализовать ещё одну точку на нашей исторической карте. Итак, Бульвар Новаторов, 98. На первый взгляд, обычный двухэтажный магазин, в советское время – так называемая «стекляшка». На первом этаже - гастроном, на втором, как правило, пивной отдел. Отдельным входом внизу – винно-водочный.
Недавно, оказавшись у станции метро «Проспект Ветеранов» («малая» Родина вашего покорного слуги), мне вспомнился эпизод знакомства театрального режиссёра Романа Смирнова и Виктора Цоя. Произошло это в середине 1980-х годов аккурат у входа в метро. Легендарный район! Здесь жили Виктор и Марианна Цой, Сергей Фирсов, поэт и издатель Михаил Сапего, Юрий Белишкин (и по сей день проживает на улице Стойкости), а также Марина Смирнова со своим супругом Романом. Та самая Марина Смирнова – исполнительница роли Дины в фильме «Игла». Та самая Марина Смирнова, которой посвящена песня «Когда твоя девушка больна». До своего супружества с Романом Марина имела отношения с Юрием Каспаряном. Часто болела, то и дело попадая в самые различные медицинские ситуации. В компании её называли «Раненая». Вот Цой и написал юмористическую песню. Позднее Марина вышла замуж за молодого театрального режиссёра Романа Смирнова, только что окончившего Театральный институт и служившего в Малом драматическом театре, что почти напротив ленинградского рок-клуба на Рубинштейна.
На проспекте Ветеранов у мамы Марины молодые некоторое время жили. При этом Марина часто при своём муже упоминала Цоя. В своей книге «Люди, львы, орлы и куропатки» Роман Смирнов вспоминает эпизод знакомство с загадочным Цоем. Было это так…
«Однажды днём мы сидели у Маринчика и пили чай. Воспользовались отсутствием её родителей и наличием горячей воды.
Ей всё время звонили.
Она не отрывалась от телефона. <…> После очередного звонка Маринчик вползла на кухню боком и по-идиотски скривила губки.
- Ой, Ромка, дурдом какой-то. У всех крыша поехала. Ты представляешь, уже весь город знает, что я ездила в Одессу с режиссёром каким-то.
- Ну и что?
- Ну, в общем, звонил Витька и сказал, что они решили дать тебе по башке за то, что режиссёры всякие классных девчонок уводят.
- Какой Витька?
- Ну Цой. Я же тебе говорила.
Я вспомнил, что действительно говорила и даже пробовала спеть.
Я сначала очень развеселился. Я уже имел представление о Маринкиных друзьях, что-то слышал про Витьку, но никогда его не видел. Знал только, что он кореец. Да и песен его никогда не слышал, слышал только что-то о них.
Мне стало весело.
Конечно они представили себе такого папика с пузиком и с бородкой козлиной, снимающего классных девчонок. <…> Потом меня немного задело. <…>
- Это как они собираются мне по башке дать?
- Очень просто, - Маринчик схватила ложку и треснула меня по лбу. – Бац и всё.
- Ну давай, пусть попробуют.
Я начал немного заводиться.
После моих уговоров Маринка напряглась и пошла набирать Витькин телефон
- Витенька, але! Это я, Марина. <…>
- Да, ой, Вить, я сейчас ему трубку дам. – Она посмотрела на меня как-то с мольбой.
Я подошёл к телефону.
- Привет.
- Привет, - Витька глуховато хихикнул. – Ну как живёшь?
- Отлично.
- Это хорошо.
- Ага, не плохо.
- А вы что там делаете?
- Сидим.
- И я сижу. Может, встретимся?
- Может.
- У метро, минут через двадцать. У выхода, который к магазину.
- Я понял. А как я тебя узнаю?
Витька опять шкодно хихикнул. Он тоже (как Марина – прим. авт.) всю дорогу растягивал слова и делал огромные паузы. Можно было уснуть, но тут он оживился, наверное, думал, что его не узнать трудно.
- Я буду в чёрном пальто. Длинном.
- А я весь джинсовый.
- Ну, пока.
- Пока.
Маринчик хлопала глазами.
- Ну чего?
- Ничего. Сейчас пойду к метро на стрелку.
- Да? Дурдом. Ромочка! Только я тебя очень прошу! <…>
Витька жил недалеко от метро «Ветеранов», только в другой стороне.
Через двадцать минут я стоял не у выхода, а у телефонных автоматов, метрах в ста, чтоб меня не застали врасплох.
Он появился внезапно.
Я сразу понял, что это он. Корейца ни с кем не спутаешь, тем более, чёрное пальто, тем более - длинное.
Он держал руки в карманах и медленно вращался на каблуках. Режиссёра высматривал.
Когда мы встретились глазами, мне кажется, он не удивился отсутствию пузика и бородки. Шкодно улыбаясь, он пошёл ко мне навстречу.
- Привет.
- Привет.
Постояли, поулыбались.
Мне казалось, что ситуация глупая, ему, может, тоже так казалось, но по нему это не было заметно.
- Портвейн пьёшь?
Он, наверное, думает, что я мудак, с французского коньяка не слезаю.
- Портвейн? Пью.
- А сухое?
- И сухое.
- Портвейн или сухое?
- Что будет.
Мы пошли в магазин.
Дальше наша беседа носила чисто технический характер. У кого сколько?
Мы выгребли карманы. Прикинули, на сколько хватит.
С двумя портвейнами, оттопыривающими карманы, мы возвращались домой. По дороге молчали. <… >
Маринчик распахнула дверь.
- Ой! – и побежала на кухню за стаканами, засуетилась. <…>
- Привет, хозяюшка! – Витька успел её чмокнуть в щёчку по дороге. Мы уселись на кухне. Витька задрал ноги выше головы, и они с Маринчиком стали перемывать кости своим друзьям и знакомым. <…>
А потом пришла её мама.
Мы переместились в Маринкину светёлку.
Мне было тесно. Узкие стены. Низкие потолки.
- А поехали ко мне на Садовую?!
Я думал, что только сейчас всё и начнётся.
- Я не могу. Меня Марьяша ждёт. В другой раз.
Витька записал наш телефон.
Мы дошли до метро и расстались».
Вот так описывает это знакомство Роман Смирнов. Теперь предлагаю найти ту самую локацию у метро «Проспект Ветеранов». Проведя маленькое историческое расследование и пообщавшись с участником той встречи Романом Смирновым, ваш покорный слуга нашёл точное место. Это наземный павильон станции метро со стороны Дачного проспекта. Рядом некогда классическая стекляшка-универсам. Сегодня магазин на том же месте. Справа раньше был отдельный вход в винно-водочный отдел. Там-то наши герои и покупали вино. Впрочем, вот снимки места встречи.
К слову, рядом (слева от универсама) находится дом Сергея Фирсова (на предыдущем фото виден кусочек этого дома), где также довольно часто появлялся Виктор Цой. И не только. Александр Башлачёв, Егор Летов, Янка Дягилева… Много-много, кто.
Сегодня у метро Проспект Ветеранов маленький торговый городок. Бесконечные павильоны, уличная торговля и всё в таком духе. Автобусные остановки. В общем, шумно и многолюдно. Люди проходят мимо и даже не подозревают, что здесь в середине 1980-х один человек в длинном чёрном пальто познакомился с другим «джинсовым». Поэт и режиссёр. В условном 1985-м здесь преспокойно прогуливался Виктор Цой. И даже заходил в магазин за портвейном. А сегодня в километре от этого места известный памятник. Вот такая история.
О Романе и Марине Смирновых также можно почитать здесь: https://dzen.ru/a/YNA2x7uWBHEoZCNs?share_to=link
Дорогие читатели, приглашаем вас посетить наш одноимённый Телеграм-канал "С Цоем по Питеру". https://t.me/PiterTsoy