Найти тему
МОЛИТВА И РАЗМЫШЛЕНИЕ

КТО ТАКОЙ ЕЛИУЙ?

Оглавление

Последним из друзей Иова говорит Елиуй. Начинает он очень уважительно:

«И отвечал Елиуй, сын Варахиилов, Вузитянин, и сказал: я молод летами, а вы - старцы; поэтому я робел и боялся объявлять вам мое мнение. Я говорил сам себе: пусть говорят дни, и многолетие поучает мудрости» (Иов.32:6,7).

Елиуй был потомком Вуза, который приходился Аврааму племянником (см. Быт. 22:21). Это аргумент в пользу той теории, что книга Иова – древнейшая во всей Библии. Елиуй молод, но у него все же есть свои аргументы и он не согласен со словами Иова.

«Ты говорил в уши мои, и я слышал звук слов: чист я, без порока, невинен я, и нет во мне неправды; а Он нашел обвинение против меня и считает меня Своим противником» (Иов.33:8-10).

Действительно, Иов в ходе дискуссии начал обвинять Бога в том, что произошло.

«Вот в этом ты неправ, отвечаю тебе, потому что Бог выше человека. Для чего тебе состязаться с Ним? Он не дает отчета ни в каких делах Своих»(Иов.33:12,13).

Ни один человек не имеет оснований, чтобы предъявлять претензии Богу. Господь видит и знает бесконечно больше любого самого мудрого человека. После вкушения от дерева жизни, наше «Я» так высоко превознеслось, что мы теперь позволяем себе быть несогласными с Богом, чего-то от Него требуем… Я имею право! Вот в этом Иов неправ, потому что Бог бесконечно выше человека.

«По твоему ли [рассуждению] Он должен воздавать?» (Иов.34:33а).

Неужели ропот на Бога на Него подействует? Разве может человек манипулировать Богом, в том числе посредством обвинений?

Другой важный аргумент Елиуя:

«Ты сказал: что пользы мне? и какую прибыль я имел бы пред тем, как если бы я и грешил? Я отвечу тебе и твоим друзьям с тобою: взгляни на небо и смотри; воззри на облака, они выше тебя» (Иов.35:3-5).

Твоя праведность Богу прибыли не приносит. Он тебе ничего не должен. Облака не зависят от того, праведен ты или грешен, поэтому и на Бога прямо не влияет твой образ жизни.

«Если ты праведен, что даешь Ему? или что получает Он от руки твоей? Нечестие твое относится к человеку, как ты, и праведность твоя к сыну человеческому»(Иов.35:7,8).

Праведность твоя важна, но нужна она тебе, а не Богу!

Если ропот во время страданий не просто бесполезен, но и разрушителен (см. 36:8-14), то какой же должна быть реакция праведного человека?

«От множества притеснителей стонут притесняемые, и от руки сильных вопиют. Но никто не говорит: где Бог, Творец мой, Который дает песни в ночи»(Иов.35:9,10).

Многие притесняемые вопиют, но не обращаются со смирением за помощью к Богу, Который даёт «песни в ночи». Ночь – это образ боли и скорби. Оказывается, что это время можно пройти не только без ропота, но и с песней прославления Божьей мудрости, величия, святости и любви, которые никогда не изменяются!

Немного далее Елиуй говорит об этом в форме призыва:

«Всегда превозноси Его дела, которые людьми воспеты: взирают на них люди, издали им дивятся» (Иов.36:24,25 РБО).

Непонятные Иову действия Святого Бога не должны вызывать у него осуждение, но наоборот – хвалебную песнь. Это прославление Иов должен соединить с песнями множества других верующих, которые взирают на совершенства Творца «издали», то есть с великим благоговением. Апостол Павел является одним из ярких примеров такой парадоксальной реакции веры на незаслуженное зло (см. Деян. 16:22-31).

Заключение речи Елиуя является хорошим предисловием к словам Бога.

«Вседержитель! мы не постигаем Его. Он велик силою, судом и полнотою правосудия. Он [никого] не угнетает. Посему да благоговеют пред Ним люди, и да трепещут пред Ним все мудрые сердцем!» (Иов.37:23,24).

У Бога есть добрый план и хотя Он никому ничего не должен, но по Своей милости, Он ведет человека к добру, ко спасению. Посему да благоговеют перед Ним!

Однако, все эти хорошие рассуждения не мешают Елиую нападать на страдальца, как это делали прежде и другие друзья:

«Я желал бы, чтобы Иов вполне был испытан, по ответам его, свойственным людям нечестивым. Иначе он ко греху своему прибавит отступление, будет рукоплескать между нами и еще больше наговорит против Бога» (Иов.34:36,37).

Молодой человек называет Иова нечестивым и желает ему еще больше испытаний, предполагая, что он может стать отступником. Как жестоки и бессердечны к Иову были все четыре его друга…

PS. Материал взят из моей книги "Путешествие по Ветхому Завету". Желающие приобрести книгу могут писать в личку.

Предисловие к книге Иова

-2