Найти в Дзене

Национальный музей Удмуртской Республики имени Кузебая Герда в Ижевске

Рубрика "Наши книжные командировки"

Издательству "АКВИЛЕГИЯ" очень полюбился книжный фестиваль "Читай, Ижевск!" (сокращенно - ЧИЖ). Да и сам город оставил приятные ощущения. Обычно мы редко успеваем посетить какие-то музеи, но тут было бы обидно не познакомиться с историей и бытом Удмуртского края.

Входной билет без экскурсии

-2

В музее есть все для того, чтобы посетители могли самостоятельно ознакомиться с экспозицией - на стенах пояснительные тексты на двух языках и ссылки на аудиогид.

Это чтобы Википедию не копировать )))
Это чтобы Википедию не копировать )))

Мы предлагаем просто полюбоваться на фотографии экспонатов. А погуглить каждый, кто заинтересовался, сможет самостоятельно.

К сожалению, фотографии через стекло получаются всегда не очень.
К сожалению, фотографии через стекло получаются всегда не очень.

Вот это название сразу привлекло внимание. Но к борьбе с пьянством эта культура никакого отношения не имеет. Скорее, наоборот. Пьяноборская культура названа по двум могильникам у села Пьяный Бор (ныне Красный Бор на реке Каме в Татарстане), открытым в 1880 году (иноформация из Википедии).

-5

Вот так выглядели дома в 1 веке до нашей эры. Масштаб 1:15

-6

Много внимания уделено украшениям и всяким женским штучкам (ну или это мы их дольше рассматривали и больше фотографировали, чем всякие мужские штуки)))

-7

Какова красота! Какая тонкая работа!

-8

Среди украшений попадаются весьма странные. Например, вот этот "сосудик с органическим содержанием"

-9

Всегда удивительно, что людям при совсем нелегкой жизни все равно хотелось украшать себя и предметы вокруг! Да вот посмотрите на реконструкцию внешнего облика женщины II века! Вся в украшениях!

-10

-11

Красили одежду травами. Очень любопытный образцы выкраски

-12

А вот как выглядели женщины в V веке

-13

Женский костюм V века (по материалам раскопок 1977 года около селя Сизяшур)

-14

Девичий наряд VIII века выполнен по материалам раскопок 1991 года около деревни Варни.

-15

И украшения - куда без них? Из подписи понятно, что это заграничный товар. А значит, удмурты вели активную торговлю с иноземцами.

-16

А вот это уже из захоронения воина

-17

Больше всего в музеях нравится рассматривать макеты домиков!

Этот макет выполнен в масштабе 1:10. Такие дома предположительно строились в IX - XII веках (по материалам раскопок 1958 года близ деревни Весьякар).

-18

У каждой семьи был свой родовой знак (тамга или пус). Они играли и роль печатей, и служили клеймами для имущества и изделий семьи.

При разделах братской семьи отцовский пус как знак семейной собственности отдавался тому из сыновей, который оставался на отцовской усадьбе. Отошедшие в раздел при выборе знаков руководствовались общим правилом: новый не должен походить на имеющиеся уже в том же селении. Обычно пус первого из отделившихся сыновей отличался от отцовского  одним дополнительным знаком (например, чертой – вертикальной, горизонтальной, изогнутой и или иной формы), второго – двумя и т. д. Принятие новых тамг происходило на сельском сходе, «чтобы все знали».

Источник: Национальный музей республики Коми

А это уже начало 20 века. Угадайте, кто из дам замужем на двух фотографиях?

И дворы стали какими солидными!

-21

Пельмени, перепечи и прочие вкусности

-22

Крестьянский быт

-24

Пчел разводили повсеместно

Но главные мужские занятия - охота и рыболовство, конечно! Наблюдательный пункт при хоте на медведя (на дереве!) и другие любопытные штуки:

Бытовые сценки. Листайте:

Про некоторые предметы так и не удалось понять: что это и зачем. Если знаете - пишите в комментариях!

А вот эту штука называется "Тангыра" и служила она для связи между городами - такой древний аналог телеграфа (да и колоколов тоже)))

В музее много интересного фольклорного материала: пословицы и поговорки, загадки, обрядовые песни, заклинания (в галерее - пчел и на улов рыбы, а также древние заклинания-просьба к Инмару - верховному богу удмуртов) .

Листайте галерею:

Название знакомых предметов очень интересно читать. Вот например, половник по-удмурдски - дуры.

-32

Великие гусли - культовый крезь.

Культовый крезь хранился в родовом святилище удмуртов (куале) и был обязательным атрибутом общественных молений. К игре на культовом крезе, сопровождавшей моления и выбор жрецов, допускали только мужчин. Бытовой крезь свободно располагался в жилищах удмуртов, использовался повседневно или во время праздников. На обычном крезе играли в основном женщины.
Существует предание, что культовый крезь изготавливался из древесины ели, повреждённой молнией. (Википедия)

А городской быт был весьма похож на остальные города.

-34

Украшения

Пудреница-подвеска - удобно!
Пудреница-подвеска - удобно!

Чайная лавка и всё для чая (чашечки изящные, приспособление для колки сахара и вилки - ну до чего затейливые!)

Торговля шла и по реке, и по суху. Витрины, посвященные транспорту:

Про образование ничего не сфотографировали, кроме девчачьей формы, до боли напоминающей советскую, родную ))

-38

Макет самого знаменитого собора города

-39

Но все же главное в городе - Ижевский оружейный завод. смотрите, какие парадные кафтаны носили мастеровые!

-40

Видимо, Ижевск долго боролся за право быть городом, раз этот вопрос отражен и в экспозиции

-41

Конечно, это очень беглое знакомство с музеем. Но достаточное для того, чтобы захотелось почитать побольше о жизни удмуртов и вернуться сюда еще раз!

-42

Тем более, что тут самая лучшая сувенирная лавочка!!! Какие пельмени из белого шоколада мы там купили! И перепечи - тоже шоколадные!

Очень вкусно! И с начинкой!!!
Очень вкусно! И с начинкой!!!

А вы были в этом музее? Расскажите, что заинтересовало больше всего!

-44