Любопытная вещь: если открыть учебник биологии для 9 класса И. И. Пономаревой и прочесть главу, посвященную теории эволюции, то… ничего не поймешь. Даже если ты учитель) Вот вроде и слова русские, и автор знающий, а не складывается. Такие кружева словесные наплетены, что до смысла не добраться.
Я прожила в школе 26 лет. Теперь я счастливая неунывающая пенсионерка, дорвавшаяся до интернета. Люблю готовить, вышивать, гулять и смотреть кино. Делюсь с читателями всем, что есть за душой. А еще выкладываю на канале все, что наработала за школьные годы. Может быть, кому-то пригодится. Пользуйтесь на здоровье!
С учебником В. В. Пасечника попроще. Но я лет десять отработала с учебником И. И. Пономаревой. По принуждению. Учитель, конечно, может выбирать учебник. Но только из тех, что имеются в библиотеке. А в библиотеке всегда один. Два закупать невыгодно. Вот и выбирай.
Поэтому мои ученики получали учебник Пономаревой, держали его дома на полке и в конце года сдавали «ненадёванным». Я по нему не задавала. Все равно читать его невозможно.
Позволю себе маленькое лирическое отступление. Учителя биологии постарше помнят, наверное, учебник В. А. Корчагиной с шиповником на переплете. Признайтесь, что улыбнулись! Тихая такая ностальжи!
Этот учебник выдержал около 50 (пятидесяти!) переизданий, равных ему не было. А почему? А потому что автор в процессе написания текста представляла себе, как его будут читать дети 11-12 лет. Какие слова и речевые конструкции им будут понятны.
Сейчас на такое мало кто заморачивается.
Так вот, в эпоху засилья учебников Пономаревой пришли как-то ко мне шестиклассники на замену. А на заменах я всегда провожу свой урок. О той замене я узнала минуты за три до начала урока, поэтому пришлось соображать «на лету».
И был у меня заветный шкафчик с надпись «Архив», где я держала списанные из библиотеки учебники Корчагиной (тогда можно было списанное «прихватизировать»). Раздала детям, стали они читать, и вдруг… один мальчик и говорит с изумлением: «Надо же, здесь ВСЁ ПОНЯТНО!
Это я все к чему?
К тому, что при программе Пономаревой вынуждена я была как-то переводить ее учебники на человеческий язык. И в числе прочего родился у меня урок, который в заголовке статьи указан как «Весь дарвинизм в одном флаконе».
Ну, не весь, конечно, это для красного словца.
Но основные положения теории Дарвина я даю детям в виде схемы, представленной на слайде.
Почему именно дарвинизм, а не СТЭ? Об этом в предыдущей статье.
Объяснение веду не на классических вьюрках, а на черепахах. Вьюрков, разумеется, мы упоминаем, но черепахи (по опыту) детям интереснее. А наша задача, в числе прочих, - удержать неослабевающий интерес к предмету.
Для начала обсуждаем Галапагосские острова с точки зрения их вулканического происхождения и удаленности от материка. Вьюрки-то прилетели, а как на острова попали черепахи — вот нетривиальная задача для детского ума! Это тема для обсуждения в группах.
Дальше рассматриваем вопрос о неодинаковости островов с точки зрения водного режима. Есть посуше, есть повлажнее. Следовательно, растительность разная. И если мало травы, но есть кустарники, то питаться, в принципе, можно. Если можешь голову задрать. А здесь важна форма карапакса.
На опорном конспекте синим цветом показаны слова, которые постепенно добавляются по мере продвижения по теме урока. Таким образом у детей формируется первоначальное представление о ходе эволюционного процесса. Ничего лишнего, никакой зауми.
В приведенном на слайде выше примере на сухой остров прибыли куполообразные. Мутация дала седловидных. Выживут в конечном итоге седловидные. Но это ученики должны сформулировать сами.
Помним, что перед нами девятиклассники, две трети которых спит и видит выпускной и велосипед курьера, а вовсе не дальнейшую учебу. У тех же, кто мотивирован на 10 класс и вуз, закладывается прочная база «мутация-естественный отбор», на которой потом можно будет возвести прекрасное здание СТЭ.
А вы даете классический дарвинизм? Или сразу СТЭ?