Найти тему

Весь дарвинизм в одном флаконе

Любопытная вещь: если открыть учебник биологии для 9 класса И. И. Пономаревой и прочесть главу, посвященную теории эволюции, то… ничего не поймешь. Даже если ты учитель) Вот вроде и слова русские, и автор знающий, а не складывается. Такие кружева словесные наплетены, что до смысла не добраться.

Я прожила в школе 26 лет. Теперь я счастливая неунывающая пенсионерка, дорвавшаяся до интернета. Люблю готовить, вышивать, гулять и смотреть кино. Делюсь с читателями всем, что есть за душой. А еще выкладываю на канале все, что наработала за школьные годы. Может быть, кому-то пригодится. Пользуйтесь на здоровье!

С учебником В. В. Пасечника попроще. Но я лет десять отработала с учебником И. И. Пономаревой. По принуждению. Учитель, конечно, может выбирать учебник. Но только из тех, что имеются в библиотеке. А в библиотеке всегда один. Два закупать невыгодно. Вот и выбирай.

Поэтому мои ученики получали учебник Пономаревой, держали его дома на полке и в конце года сдавали «ненадёванным». Я по нему не задавала. Все равно читать его невозможно.

Позволю себе маленькое лирическое отступление. Учителя биологии постарше помнят, наверное, учебник В. А. Корчагиной с шиповником на переплете. Признайтесь, что улыбнулись! Тихая такая ностальжи!

Вы только посмотрите, почем его продают на Авито!
Вы только посмотрите, почем его продают на Авито!

Этот учебник выдержал около 50 (пятидесяти!) переизданий, равных ему не было. А почему? А потому что автор в процессе написания текста представляла себе, как его будут читать дети 11-12 лет. Какие слова и речевые конструкции им будут понятны.

Сейчас на такое мало кто заморачивается.

Так вот, в эпоху засилья учебников Пономаревой пришли как-то ко мне шестиклассники на замену. А на заменах я всегда провожу свой урок. О той замене я узнала минуты за три до начала урока, поэтому пришлось соображать «на лету».

И был у меня заветный шкафчик с надпись «Архив», где я держала списанные из библиотеки учебники Корчагиной (тогда можно было списанное «прихватизировать»). Раздала детям, стали они читать, и вдруг… один мальчик и говорит с изумлением: «Надо же, здесь ВСЁ ПОНЯТНО!

Это я все к чему?

К тому, что при программе Пономаревой вынуждена я была как-то переводить ее учебники на человеческий язык. И в числе прочего родился у меня урок, который в заголовке статьи указан как «Весь дарвинизм в одном флаконе».

Ну, не весь, конечно, это для красного словца.

Но основные положения теории Дарвина я даю детям в виде схемы, представленной на слайде.

Все, что синеньким, - формулируется и записывается на уроке. Зеленые кружочки - гиперссылки, по клику на которые открываются записи.
Все, что синеньким, - формулируется и записывается на уроке. Зеленые кружочки - гиперссылки, по клику на которые открываются записи.

Почему именно дарвинизм, а не СТЭ? Об этом в предыдущей статье.

Объяснение веду не на классических вьюрках, а на черепахах. Вьюрков, разумеется, мы упоминаем, но черепахи (по опыту) детям интереснее. А наша задача, в числе прочих, - удержать неослабевающий интерес к предмету.

Для начала обсуждаем Галапагосские острова с точки зрения их вулканического происхождения и удаленности от материка. Вьюрки-то прилетели, а как на острова попали черепахи — вот нетривиальная задача для детского ума! Это тема для обсуждения в группах.

-4

Дальше рассматриваем вопрос о неодинаковости островов с точки зрения водного режима. Есть посуше, есть повлажнее. Следовательно, растительность разная. И если мало травы, но есть кустарники, то питаться, в принципе, можно. Если можешь голову задрать. А здесь важна форма карапакса.

Два типа островов, два типа карапакса. Изначально фотографий животных нет, они появляются при кликах по желтым кружочкам.
Два типа островов, два типа карапакса. Изначально фотографий животных нет, они появляются при кликах по желтым кружочкам.

На опорном конспекте синим цветом показаны слова, которые постепенно добавляются по мере продвижения по теме урока. Таким образом у детей формируется первоначальное представление о ходе эволюционного процесса. Ничего лишнего, никакой зауми.

А это интерактив. Слева на белом фоне два изображения, на которые наложено "заклятие размножения" (так дети это назвали). Зажимаешь, тащишь в сторону и... черепах уже на одну больше! То есть можно переправлять их на острова, размножать, удалять из популяций лишних.
А это интерактив. Слева на белом фоне два изображения, на которые наложено "заклятие размножения" (так дети это назвали). Зажимаешь, тащишь в сторону и... черепах уже на одну больше! То есть можно переправлять их на острова, размножать, удалять из популяций лишних.

В приведенном на слайде выше примере на сухой остров прибыли куполообразные. Мутация дала седловидных. Выживут в конечном итоге седловидные. Но это ученики должны сформулировать сами.

Помним, что перед нами девятиклассники, две трети которых спит и видит выпускной и велосипед курьера, а вовсе не дальнейшую учебу. У тех же, кто мотивирован на 10 класс и вуз, закладывается прочная база «мутация-естественный отбор», на которой потом можно будет возвести прекрасное здание СТЭ.

А вы даете классический дарвинизм? Или сразу СТЭ?