Найти тему
Далеко до утра

Музеи Петербурга. Храм Спаса-на-крови.

Фото автора.
Фото автора.

Санкт-Петербург - город, полный храмов и соборов удивительной красоты. Некоторые из них являются музеями. Сегодня я хочу рассказать вам об одном из них - храме Спаса-на-крови.

История его появления в городе печальна. Он был построен на месте гибели Александра Второго, убитого народовольцами. В течение пятнадцати лет на царя было совершено шесть неудачных покушений. Седьмое же, достигшее своей цели, было совершено на мосту через Екатерининский канал (с 1923 г. канал Грибоедова). Сын царя, Александр Третий, пожелал увековечить память об отце, построив храм. И, хотя место было не слишком подходящим для такой монументальной постройки (русло канала пришлось отодвинуть на 8 метров), строительство началось, и закончено было только через 24 года.

Спас-на-крови - храм в исконно русском стиле, украшенный девятью куполами. Один из куполов имеет высоту 81 метр в память о дате гибели императора (1881 год), второй - 63 метра, символ возраста Александра Второго. Он был освящён в честь Воскресения Христова, но из-за печальной истории был прозван в народе Спас-на-крови, и название прижилось.

В храме до сих пор находятся камни мостовой и фрагмент решётки набережной, окропленные кровью императора. Над ними возведена сень - шатёр из тёмной яшмы с балюстрадой из родонита.

Внутри храма нет росписи, все стены покрыты мозаикой. Она занимает площадь более 7 тысяч квадратных метров. Над эскизами для неё работали 32 художника, работы которых имеют различные стилевые направления - модерн, академическую живопись, древнерусскую и византийскую живопись. Объединила их методика технического исполнения. Мозаику набирали венецианским обратным способом. Эскизы для мозаики создавали Нестеров, Васнецов, Харламов, Рябушкин, Беляев и другие.

Фото автора.
Фото автора.

На пилонах храма святые изображены в определённом порядке, в четыре яруса. В храме находятся изображения около 70 евангельских сюжетов. На мозаиках представлены 12 праздников, таких как Рождество, Сретение, Крещение, и самый большой праздник - Воскресение Христово. 

"Исцеление двух слепых" по оригиналу А. Рябушкина. Фото автора.
"Исцеление двух слепых" по оригиналу А. Рябушкина. Фото автора.
"Беседа Христа с самаритянкой" по оригиналу В. Отмара. Фото автора.
"Беседа Христа с самаритянкой" по оригиналу В. Отмара. Фото автора.

Внутри главного купола изображён Христос Пантократор, что по-гречески означает Вседержитель. Он изображён на фоне тёмно-синего неба, руки подняты в благословляющем жесте. В каком бы месте храма посетитель не поднял глаза вверх, ему всегда будет казаться, что Христос смотрит именно на него.

Христос Пантократор. Фото автора.
Христос Пантократор. Фото автора.

В храме три иконостаса, два из которых скрыты за киотами из розового родонита, порфира и яшмы. Киот - это место для наиболее почитаемых икон. В северном киоте находится мозаичная икона, на которой изображен небесный покровитель города Петербурга - князь Александр Невский. Он молится перед иконой Божьей Матери, а на иконе написаны слова "Не в силе Бог, а в правде". Это девиз Александра Невского. Мозаика набрана по эскизу М.В. Нестерова. Вокруг мозаичной иконы когда-то были живописные иконы в богатых окладах, пропавшие в 30-м году при закрытии храма. Судьба их неизвестна, сейчас в киоте стоят чёрно-белые фотографии икон, которые там должны быть.

Северный киот. Икона Александра Невского. Фото автора.
Северный киот. Икона Александра Невского. Фото автора.

В южном киоте сохранилась храмовая икона "Воскресение Христа", также созданная по эскизу Нестерова.

Южный киот. Икона "Воскресение Христа". Фото автора.
Южный киот. Икона "Воскресение Христа". Фото автора.

Царские врата весом 600 кг - шедевр ювелирного искусства. Снова были установлены в 2012 году вместо утраченных. По обеим сторонам Царских врат мозаичные картины по эскизам Васнецова.

Храм создавался не как обычная церковь, а имел статус памятника. В нём не проводили церковных таинств. После революции он стал обычным приходским храмом. В 1930-м году был закрыт и сильно пострадал. В нём были организованы склады, нужная для сохранности мозаики температура не поддерживалась. Подвалы были заполнены водой. Мозаики покрылись подтеками, бурыми пятнами. Во время Великой Отечественной войны в центральный купол храма попал снаряд, ударил в правое плечо Христа на мозаике в куполе и застрял, не разорвавшись, на двадцать лет. Его обнаружили только в 1961 году, спустили и взорвали за городом. В блокаду Ленинграда в храме располагался морг.

Реставрировали храм дольше, чем строили - 27 лет. Поверхность мозаики вычищали щётками, шлифовали, полировали. В 2017 году началась реставрация храма снаружи, сначала главного купола, а затем и других. Эти работы планировалось завершить к 2025 году, но теперь их продолжили на колокольне, и храм по-прежнему в строительных лесах. Красоту же и величие внутреннего убранства храма можно увидеть и сейчас, придя на экскурсию. В субботу и воскресенье в храме проводятся богослужения.