Если обратить внимание на те образы, которые дает нам наше восприятия, то становится понятно, сколько свойств и признаков нам приходится воспринимать за какие-то мгновения. Какие это свойства? Это не просто цвет, форма, размер, материал, степень твердости отдельного предмета, тембр, высота, частота звука и т.п. Это еще положение этого предмета, звука в пространстве, времени, в мире других вещей и звуков. Восприятие позволяет узнавать отдельные объекты, разделять сложные сочетания объектов и наоборот создавать эти сочетания. Например, при восприятии музыки, речи, сюжетных картин.
В отечественной психологии восприятие – это сложная психическая деятельность. Кто ее выполняет? Понятно, что не один только анализатор, такой как ухо, глаз, кожа. В любом восприятии принимают участие мышечные движения. При зрительном восприятии это преимущественно движения мышцы шеи, глаз. При слуховом восприятии – это движения артикуляционного аппарата. При осязании – движения рук.
Без двигательного компонента восприятие невозможно. Например, чтобы остановить движение глазного яблоко, в глазную мышцу вкалывали парализующее вещество. Тогда выяснилось, что неподвижный глаз передает сигналы только на протяжении одной - двух секунд, а дальше он становится слепым.
Кто же управляет этой психической деятельностью? Сложная организация воспринимающей деятельности имеет непростое представительство в мозгу. Советский психолог А.Р. Лурия установил, что всякая психическая функция человека управляется целой системой отделов нервной системы. Он назвал ее функциональной системой.
Функциональная система восприятия состоит из анализаторов, нервов, соединяющих анализаторы и подкорку, которая в свою очередь связывается с корой головного мозга. Известно, что за осязание отвечают теменные области коры головного мозга, за слух – височные, за зрение – затылочные.
Отечественные ученые доказали, что восприятие, как деятельность, не является врожденной способностью человека. Оно развивается в процессе жизни. Об этом говорит и тот факт, что в нашем мозгу, а именно в коре головного мозга существуют несколько уровней обработки поступающей информации. Первый первичный получает сигналы от анализаторов и отвечает за элементарные сигналы. Здесь они распадаются на огромное число составляющих признаков.
На втором уровне (вторичная зона) происходит синтез сигналов либо зрительных, либо слуховых, либо кожных. Здесь словно пазлы собираются изображения, складываются картины осязания и сочетания звуков. Происходит выделение главных признаков и их сличение с теми, что уже имеются в памяти. Так происходит узнавание.
А на третьем (третичная зона) самом высоком уровне происходит синтез сигналов от разных рецепторов, звуковые с тактильными, зрительные с слуховыми и т.п. В том числе осуществляется связь движения и сигналов восприятия.
Таким образом, теменная, височная и затылочная области мозга, в свою очередь делятся на три зоны: первичная, вторичная, третичная. Так вот, синтезы, или различные соединения признаков, в зонах второго и третьего уровней происходят в процессе жизни человека и связаны с его опытом.
Мы легко воспринимаем окружающий мир, нам кажется, что все происходит само собой. Но бывают ситуации, когда где-то случается сбой. Вдруг начинает двоиться в глазах, теряется ориентировка в пространстве и времени, сливаются образы и звуки, разбегаются буквы или слова и никак не хотят складываться в что-то осмысленное, и многое другое. Да, в жизни человека такие факты бывают. Что может быть причиной таких нарушений восприятия? Это могут быть различные факторы, такие как отравление, травмы, болезни, стрессы, изоляция и т.п.
Итак, какие нарушения восприятия встречаются? При нейропсихологическом изучении различаются два типа расстройств:
1) Относительно элементарные расстройства в виде нарушений различных видов ощущений (светоощущений, цветоощущений, ощущений высоты, громкости, длительности звука и др.).
2) Более сложные расстройства в виде нарушений разных видов восприятия (восприятия формы предмета, пространственных отношений, символов, звуков речи и т. д.).
Первый тип расстройств связан с поражением самих анализаторов и подкорковых уровней, а также первичного коркового поля соответствующего анализатора. Второй тип расстройств обусловлен прежде всего поражением вторичных корковых полей, а также префронтальные (двигательные) отделы коры больших полушарий.
Таким образом, нарушения восприятия могут зависеть от того, в каком месте системы возник сбой.
Нарушения могут быть в самом анализаторе. Многим известно, что неправильное строение глаза приводит к близорукости или дальнозоркости. Есть еще болезни сетчатки, хрусталика, радужки и т.п. все это отражается на эффективности зрительного восприятия. Нарушение барабанной перепонки и внутреннего уха приводят к дефектам слуха. Ожоги кожной поверхности нарушают ее чувствительность.
Нарушения в нервных путях и подкорковых структурах приводят к снижению качества восприятия (цвета, резкости, громкости звука и других элементарных признаков), а также часто приводят к галлюцинациям и иллюзиям. При этом необязательно должно быть какое-то повреждение этих органов. Такие факторы как сенсорный дефицит (у водолазов, в барокамерах), условия изоляции (одиночные камеры) приводят к перенапряжению данных структур, что также способствует возникновению иллюзий и галлюцинаций. Причем надо отметить, что иллюзии – это искажение реальности, галлюцинации – это обман чувств.
Что касается осязания, то при повреждениях подкорковых структур выпадают или резко ослабляются тактильная и глубокая чувствительности, а температурная и болевая резко изменяются. Одновременно эти ощущения приобретают способность быстро распространяться на соседние участки. Так, укол в предплечье вызывает ощущение боли во всей руке. Кроме того, эти ощущения крайне неприятны для больного.
Расстройства восприятия, возникающие при поражении коры головного мозга, носят название агнозий. В зависимости от пораженной области, отвечающей за тот или иной анализатор, различают зрительные, слуховые и тактильные агнозии
Поражения первичных отделов зрительной коры никогда не задевают лишь отдельные изолированные нейроны, а распространяются на довольно обширные зоны, и вызывают нарушение зрительного восприятия, которые проявляются либо в форме выпадения половины зрительного поля, либо в форме выпадения определенного сектора зрительного поля, либо, наконец, в виде скотом — выпадений отдельных участков зрительного поля. В тех случаях, когда первичная зрительная кора не может функционировать (как это бывает после травмы затылочной области, сопровождающейся отеком), у человека на первых этапах зрение может исчезать, но затем оно восстанавливается.
Дефекты восприятия, возникающие при поражении вторичных зон зрительной коры, принимают форму нарушений, при которых каждый элемент предмета воспринимается достаточно отчетливо, но синтез этих элементов в единое целое, а следовательно и процесс узнавания объекта или его изображения становится недоступным.
Поражение третичных зон зрительной коры приводит к нарушению пространственной организации зрительного восприятия. Больные не могут четко воспринимать пространственные соотношения элементов сколько-нибудь сложной конструкции, не различают правую и левую стороны, плохо ориентируются в окружающем пространстве, не могут оценить положение стрелок на часах, путают страны света на географической карте и т. д. Эти больные плохо выполняют движения, требующие элементарной зрительно-пространственной ориентировки, например не могут постелить покрывало на постель, надеть пиджак, брюки и т. п.
В зависимости от места поражения при нарушениях третичных зон зрительной коры встречаются и другие нарушения восприятия. Такие как, невозможность сразу увидеть группу (иногда даже пару) предметов и тем более охватить сразу целую ситуацию, например изображенную на сюжетной картине. Нарушения зрительного восприятия отдельных букв или их сочетаний. Нарушения зрительного восприятия цифр или нотных знаков.
Поражение первичных отделов слуховой коры приводит к отчетливому нарушению слуха (так называемой «центральной глухоте») только в тех редчайших случаях, когда одновременно поражаются зоны обоих полушарий. В случае одностороннего поражения первичных отделов слуховой коры слух грубо не страдает, и только при тщательном экспериментальном исследовании удается констатировать некоторое повышение порогов (или, иначе говоря, понижение слуховой чувствительности) на очень короткие сигналы.
Особое значение для слухового восприятия имеет поражение вторичных полей слуховой коры. В зависимости от очага поражения выявляются различные нарушения восприятия.
Одни больные не способны определить значение бытовых (предметных) звуков и шумов. Они не могут определить смысл самых простых бытовых звуков, например скрип дверей, шум шагов, звук льющейся воды и т. п., то есть всех тех звуков, которые мы привыкли различать без специального обучения. У других возникает нарушение возможности различать близкие речевые звуки (фонемы). Больные с таким поражением оказываются не в состоянии отличать такие близкие звуки, как «б» и «п» или «д» и «т», «з» и «с», а потому испытывают затруднения в понимании обращенной к ним речи.
Также нарушается способность к различению звуковых комплексов разной сложности. Нарушается способность правильно оценивать и воспроизводить относительно простые ритмические структуры, которые предъявляются им на слух. Больные не могут узнать мелодию и оценивают музыку как болезненное и неприятное переживание. Больные с поражением правой височной области часто не только не различают речевых интонаций, но и сами не очень выразительны в собственной речи, Также наблюдается нарушение «эмоционального слуха» — плохое различение интонаций речи, отражающих разные эмоциональные состояния (радость, печаль, гнев и др.)
При поражении третичных зон нарушается «бинауральный эффект», дающий возможность четкой локализации звуков в пространстве.
Поражение первичной соматосенсорной (осязание) коры вызывает значительное снижение болевой, температурной, тактильной чувствительности, а также ощущений давления. Возникает потеря чувствительности и ощущений позы в противоположной части тела, реже — частичные изолированные нарушения в разных участках тела. Раздражение того или другого участка тела не вызывает в них четкого ответа.
Поражение вторичных полей соматосенсорной (осязание) коры сопровождается нарушениями узнавания формы объектов при ощупывании. При поражении третичных зон возникает нарушение способности воспринимать предметы на ощупь, невозможность соединить тактильные ощущения, поступающие от объекта.
Зачем нужны знания о данных нарушениях? Для разработки способов восстановления и коррекции утраченных функций.
Если при нарушениях самих анализаторов используются сугубо хирургические методы лечения. Так, в настоящее время научились менять хрусталик глаза, вживлять новую барабанную перепонку. То при нарушениях коры головного мозга используются преимущественно психологические методы восстановления.
Причем выявление дефекта также происходит с помощью психологических методов. Советский психолог А.Р. Лурия разработал целую батарею простых приемов диагностики состояния различных психических функций. Методики для исследования восприятия позволяют обнаружить признаки не только очевидного, но и начинающегося нарушения. О некоторых из них мы поговорим в следующих статьях.
Возможно, вам будет интересна статья «Изучение отечественными психологами особенностей восприятия музыки».
Все статьи блога посвящены отечественной психологии, ее научным достижениям и возможности применения их в реальной жизни. Более подробно некоторые темы я раскрываю в своих книгах по научно-популярной психологии. Например, книга об эмоциональных переживаниях размещена на Литрес.