Найти в Дзене

За что отвечает учитель? Разбираем ситуацию

Источник pixaboy.com
Источник pixaboy.com

Месяц назад завершился курс про качественную обратную связь для 130 педагогов и родителей. Несколько десятков человек проходили его на тарифе «Со Светланой». Там была возможность написать сценарий диалога в сложной ситуации с использованием алгоритма качественной обратной связи и разобрать вместе со мной. Я заметила интересную вещь, практически все ситуации, с которыми пришли педагоги, пересекались. И на индивидуальной консультации со мной мы говорили в целом об одном и том же. Некоторые педагоги уже начали применять то, к чему мы с ними вместе пришли, а потому я подумала, что стоит мои рекомендации оформить в виде публикации. Если это уже показалось полезным нескольким десяткам, может быть, будет полезно еще кому-то.

За основу возьму две ситуации, но повторюсь, у остальных ситуации были очень похожи. Итак:

Ситуация 1. Учитель Надежда

Девочка, 16 лет. 9-й класс. Хочет поступать в художественный колледж. Обратилась вместе с мамой к педагогу. Задача — за год подготовить к поступлению, то есть по сути, освоить программу по изобразительному искусству, достаточную для поступления. Изначально мама обозначила, что более одного раза в неделю они не потянут, но готовы делать все, что нужно. Педагог сказала, что тогда нужно будет делать много работы дома и приносить на проверку. В основном задания на рутинную отработку навыка. Девочка очень любила рисовать и хотела поступить. До этого она три года занималась в художественной школе, где по мнению педагога, девочке мало что дали, и нужно весь год отрабатывать пробел. У девочки отмечался творческий талант, однако страдала техника и теория, но восполнить это за год реально, у педагога такие дети уже были. Начали заниматься. Девочка не приносила домашнюю работу. Из раза в раз. Объясняла тем, что очень устает, так как у нее куча репетиторов по основной школе, ничего не успевает. При разговоре с мамой обнаружилось, что она может рисовать, если рядом сидит мама, даже хотя бы с ноутбуком сидит. Также она рисует, если рядом сидит педагог. Одна отвлекается на телефон, не может собраться и так далее. Где-то через полгода педагог провела серьезный разговор с девочкой, этого хватило на пару недель, девочка приносила «домашку». Но потом все вернулось на круги своя. По итогу года занятий девочка не поступила ни в один художественный колледж.

Ситуация 2. Учитель Анна

Мальчик, 12 лет. Должен быть в 6-м классе, но фактически в 4-м в онлайн-школе. Один год пропустил, потому что из 1 класса его вернули в детский сад. Весь 4 класс ходил в школу мало. Мама привела в частную онлайн-школу, потому что из обычной школы его после 4 класса попросили. Фактически программа 4-го класса не была освоена. Есть отягчающие обстоятельства — тяжелый развод родителей, в семье очень неспокойно. Мальчик учится в онлайн школе во вторую смену, учитывая, что он в другом часовом поясе, он начинает занятия в 16.00. В онлайн—школе ему нравится, учитель ему нравится. Нравится игровая деятельность, в онлайн-школе многие задания на промежуточную оценку устроены в виде игры. Однако каждый раз, когда возникает необходимость учить, сидеть, отрабатывать, он как будто избегает этого. То же самое в играх, как только для прохождения уровней нужно показать фундаментальные знания, он уходит. До конца года осталось 3 месяца, мальчик так и не освоил программу 4 класса, а собирался за год освоить еще и 5 класс тоже. У мамы ограничены средства, она не уверена, что сможет тянуть онлайн-школу в следующем году тоже, возможно, мальчику придется вернуться в свою государственную школу и пойти в 5 класс, где он будет на 2 года старше всех.

Чем обе эти ситуации похожи? Тем, что нужно за короткий период подтягивать упущенное. Тем, что очевидно ребенок один с этим не справится (мальчик в силу возраста и несформированности в целом умения учиться, девочка в силу несформированности навыка самостоятельности), и понадобится помощь родителя.

Источник unsplash.com
Источник unsplash.com

В обеих этих ситуациях педагоги, Надежда и Анна, хотели понять, что они сделали не так. Очевидно, что в случае Натальи ситуация уже прошлая и ничем не поможешь, остается только рефлексировать. В случае Анны тоже время сильно упущено, объективно за 3 месяца мало что можно кардинально изменить, поэтому ей тоже скорее хотелось понять, что в будущем в подобном случае делать. Ниже мои рекомендации в подобных случаях.

1. Исследование ребенка и ситуации.

Очень важно в сложной ситуации исследовать ребенка. Максимально подробно узнать о нем все. Тем более, когда ты репетитор, как Надежда. Тем более, когда в классе 5 человек, как у Анны. Нам важно получить полный анамнез. Насколько у ребенка развиты предметные знания и навыки, которые мы должны ему дать? Насколько развиты мягкие навыки и личностные качества, необходимые для учебной деятельности? Каков его предыдущий образовательный опыт? Не был ли он травматичен, доверяет ли он вообще взрослым? Не было ди травли? Что в семье? Не дисфункциональная ли она? Какие друзья? Какой режим, не перегружен ли ребенок? И так далее.

В частности, Надежда знала следующее: уровень развития предметного навыка был низким, из мягких навыков сильно проседала самостоятельность, целеполагание, умение расставлять приоритеты, концентрация внимания, и это вопрос к семье. Не научить к 16 годам ребенка самостоятельно делать свои задания, быть для него костылем, которому хотя бы нужно сидеть рядом — это огромное упущение, это база для обучения. А вот когда я задала Надежде вопрос: «А что насчет загрузки? Вы говорите, что девочка жаловалась на огромное количестве репетиторов, а вы это уточняли? Это так? Возможно, стоило от чего-то отказаться? Ведь когда у ребенка столько пробелов, да еще и самостоятельности нет, и при это он перегружен, это отягчающий фактор». Надежда ответа на этот вопрос не знала.

Очень похоже было у Анны. Она знала следующие условия задачи: пробелы в фундаментальных знаниях, нестабильная мотивация, тяжелая ситуация дома, травмирующие отношения с отцом. Когда мы с Анной раскручивали всю историю, всплыло, что ребенок еще и скорее всего не досыпает. Он играет по ночам. И когда только пришел в онлайн-школу, играл всю ночь. Затем Анна договорилась с мамой уменьшать это время. В итоге он стал ложиться в 23.00, но сам вставал в 4 утра, чтобы играть в сети с сетевыми друзьями. Вы представляете, какая сила воли? Однако, к 16.00, когда начиналась школа, он затухал. Анна это знала, но почему-то не брала в расчет. А я сделала на этом огромный акцент. Обучение при депривации сна невозможно даже у взрослого. И это опять вопросы к семье. Как можно было довести режим ребенка до такого состояния, мне никогда не понять. Это же примерно как ежедневно давать по чайной ложечке отравы. Разве мы будем это делать? А почему же мы ежедневно позволяем мозгу ребенка затухать? Химический эффект от депривации сна у детей очень похож. А еще Анна не смогла ответить на вопрос, какой образовательный опыт был у мальчика. А ведь нередки случаи, когда он был настолько травматичным, что ребенка трясет от одного вида учебника. После нашего общения Анна поговорила об этом с мамой. И вот, что мама написала:

Скрин сообщения мамы
Скрин сообщения мамы

Скрин сообщения мамы
Скрин сообщения мамы

Скрин сообщения мамы
Скрин сообщения мамы

Анна, получив это, и сама поняла, что очень зря не узнала всего этого сразу. И вот какой вывод она сделала:

Скрин сообщения Анны
Скрин сообщения Анны

Скрин сообщения Анны
Скрин сообщения Анны

И да, это именно так. В такой ситуации тот факт, что он вообще ходит в онлайн-школу, пусть и с колеблющейся мотивацией, это уже победа. Он доверяет хотя бы Анне, значит, не все потеряно. Какие фундаментальные знания? Тут ребенка реабилитировать надо сначала. Вернуть ему радость от пребывания в образовательном пространстве, пусть даже в виртуальном. Вернуть ему доверие ко взрослым. Только после этого можно догонять материал. И о возврате в массовую школу речь может идти только если маме удастся очень аккуратно выбрать учителя, такого, который сможет в классе создать для мальчика принимающую бережную среду.

Каков из этого вывод?

Пожалуйста, проводите более тщательное исследование ребенка в сложных случаях. Узнайте максимально все. Возможно, вы обнаружите, что ситуация гораздо запущеннее, чем кажется без глубокого погружения, и что вы без сотрудничества родителей мало что можете сделать.

Источник unsplash.com
Источник unsplash.com

2. Договоренности на берегу

Как только вы провели исследование, четко сформулируйте задачу и условия. Как в математике. Например, задача — за год обучить девочку навыкам, необходимым для поступления в художественный колледж. Условия: занятия со мной только 1 раз в неделю, есть желание и способности, есть любовь к предмету, нет самостоятельности и умения учиться, есть загруженность другими предметами. И вот из этих условий вы уже формируете стратегию выполнения задачи. Причем делать это надо на троих. Вот тут и возникает первый диалог в сложной ситуации, где нужно применить обратную связь. Как давать качественную обратную связь в сложной ситуации, я писала тут.

Я бы буквально графически, визуально на этой 3-сторонней встрече обозначила плюсы и минусы (барьеры), и что конкретно каждый из троих может делать по ликвидации этих барьеров. И делала бы я это, не навязывая свое, а модерировала бы встречу так, чтобы мы все накидывали варианты. Само собой на правах модератора, я всегда могу подвигнуть участников написать то, что они, на мой взгляд, не учли или забыли. Но важно, чтобы они тоже участвовали, и тоже предлагали, только так из наблюдателей их можно перевести в активных участников.

Например, по девочке мы бы написали следующее:

Что помогает?

· Любовь к ИЗО

· Творческое мышление

· Желание

· Помощь педагога

Что мешает?

· Чрезмерная нагрузка

· Нет навыка самостоятельности

· Всего 1 занятие в неделю

· Незнание теории

· Нет отработана техника

А далее мы бы обсуждали, что с этими барьерами делать и какую ответственность может взять каждый из нас

Устранение барьеров

Соня и мама: убрать часть занятий их графика

Соня: отрабатывать домашние задания в объеме, данном педагогом, сдавать в срок

Мама: сидеть с Соней во время выполнения домашних заданий (это самый простой способ, не очень эффективный для девочки, возможно, здесь появится что-то другое по отработке навыка самостоятельности)

Педагог: проверять отработанные задания и давать обратную связь, дать теорию и технику, необходимые для поступления

Я очень рекомендую это не просто проговорить, а именно записать. Это всегда структурирует, а нам важно, чтобы та сторона увидела, как выглядит разброс ответственности. Визуализация могла бы выглядеть так:

Что-то подобное можно на троих "наштурмить"
Что-то подобное можно на троих "наштурмить"

По мальчику, скорее всего, нужно корректировать цель. Не подтянуть фундамент, а сначала убрать тревожный фон, который несет учебная деятельность, вернуть мотивацию. И в раскладке ответственности просто необходимо фиксировать задачи мамы по регулированию режима.

На этом плакате я бы не остановилась. Я бы сделала группу в мессинджире на троих, с мамой и дочкой. И отправила бы эти договоренности туда, такое подобие трехстороннего контракта.

3. Регулярная обратная связь

Далее я бы не ждала полгода. В таких сложных случаях, когда родитель не делает свою часть работы, важно об этом говорить. И когда, наоборот, делает, тоже важно говорить. Я бы буквально каждую неделю коротко резюмировала, что из договоренностей выполнялось, что нет, и как это нас приближает к цели. «К сожалению, на этой неделе из 3 заданных мной работ, сдана только 1. Обратите внимание, мы усиливаем риск непоступления, если отходим от нашего плана». Или «Татьяна, я так рада за вас. Сын делился, что на этой неделе спал по 8 часов. Он, конечно, ворчит, но у наго даже глаза загорелись. Ну теперь мы с ним точно сможем мозг раскачать». И так далее.

Источник unsplash.com
Источник unsplash.com

4. Адекватная оценка нашего влияния

И еще! Дорогие педагоги, особенно, неравнодушные педагоги. А я таких встречаю немало. Это именно они задают ситуации, подобные тем, что выше. Это именно они болеют сердцем за ребенка, за результат. Пожалуйста, помните, что не все нам подконтрольно. Такой анализ, который я предлагаю вам провести в шагах с 1 по 3 пункты будет полезен даже вам самим, чтобы увидеть, что в сложных и запущенных случаях вы не можете одни тянуть. Вы не справитесь без семьи. Не все вам подконтрольно. Если вы с семьей договариваетесь, а она свою часть не выполняет, остается только пожалеть ребенка. Но за них вы все не сделаете.

Неравнодушных педагогов и осознанных родителей я приглашаю в Телеграмм-канал «Учимся учить иначе» и в привязанную к каналу Группу.

Книгу «Травля: со взрослыми согласовано» можно заказать тут.