Найти в Дзене

В предчувствии конца света. Боттичелли и Савонарола.

С давних пор последнее десятилетие уходящего века было наполнено предчувствиями надвигающегося «конца света». Так же было и во Флоренции конца XV века. Приближение Страшного суда возвещали страстные проповеди доминиканского монаха Джироламо Савонаролы, который обличал развращенность и привязанность к мирским ценностям и призывал флорентийцев покаяться.

Портрет Савонаролы кисти Фра Бартоломео.
Портрет Савонаролы кисти Фра Бартоломео.

Считая роскошь главным злом ,Савонарола воздвиг 7 февраля 1497 года на Пьяцца делла Синьория, где находилось правительство республики, «костер сожженья суе-ты», на котором богатые горожане должны были сжечь свое имущество : дорогую мебель, одежды, книги, картины и другие предметы роскоши. Некоторые художники также пришли на площадь сжечь свои картины. Художник Лоренцо ди Креди, друг Леонардо ла Винчи, уничтожил свои изображения обнаженной натуры, как непристойные. Говорили, что Сандро Боттичелли тоже сжег некоторые свои картины, однако достоверной информации об этом нет.

За пять лет до этого , в 1492 году умер Лоренцо Великолепный (Лоренцо ди Пьеро де Медичи),правитель Флорентийской республики в эпоху Возрождения. ( Про него можно прочитать здесь:

Наследником стал его сын Пьеро ( получивший прозвище «Глупый»), который не разделял взгляды отца ни на религию ,ни на искусство . Не обладал он и дипломатической ловкостью и государственным опытом своего отца. Вступив в конфликт с французским королем и разорвав союз с Францией,Пьеро нарушил торговые интересы флорентийских купцов и вызвал их недовольство против Медичи. В народе также росло возмущение. После того как Пьеро вынужденно капитулировал перед французским королем Карлом VIII, его изгнали из Флоренции. Герб Медичи убрали со всех дворцов, и на его место поместили народный герб - красный крест на белом поле. К деятельности правительства привлекли Савонаролу, который имел огромное влияние на народ . На фоне этих политических событий Боттичелли пишет картину «Распятие с кающейся Марией Магдалиной и ангелом».

«Распятие с кающейся Марией Магдалиной и ангелом». Боттичелли.
«Распятие с кающейся Марией Магдалиной и ангелом». Боттичелли.

Ныне сильно разрушенная картина изображает на переднем плане крест с распятым Христом на фоне пейзажа. Мария Магдалина обхватила руками подножие креста. Из-под ее красного одеяния налево убегает зверь. Из-за плохой сохранности картины его нельзя точно идентифицировать, возможно это лиса или волк. В правой части картины стоит ангел, мечом убивающий льва. На заднем плане под голубым небом предстает Флоренция. С правой стороны на город движется большая черная туча, наполненная дьявольскими существами, мечущими на землю языки пламени. Эту тучу отгоняют едва различимые ангелы: видны только их щиты с красными крестами на белом фоне.

Смысл картины становится понятен на фоне религиозных и политических событий во Флоренции времен Савонаролы. Мария Магдалина - это Флоренция, которая, пробужденная Савонаролой, раскаивается в своих грехах. Зверь (лиса или волк), убегающий из-под ее одежды , и лев, убитый ангелом , - это древние символы обмана и насилия, они покидают кающуюся Флоренцию. Одновременно Бог Отец изгоняет дьявольскую тучу над городом, при этом на щитах его божественного войска изображен герб народной партии.

К концу 1490-х годов фанатичность Савонаролы усилилась и переросла практически в тиранию. Оппозиционные настроения ,охватившие народ и членов флорентийского правительства ,достигли римской курии. Святой престол в мае 1497 года отлучил Савонаролу из-за его постоянной критики официальной церкви.По приказу Папы Александра VI Савонарола был схвачен,обвинен в ереси и приговорен к смерти. 23 мая 1498 года Савонарола был публично повешен на Пьяцца делла Синьория,его тело было сожжено.

«Казнь Савонаролы». Неизвестный художник.
«Казнь Савонаролы». Неизвестный художник.

Боттичелли потрясла «позорная» ,как он считал, казнь проповедника.

И поныне место казни Савонаролы отмечает укрепленная на земле порфировая плита.

-4

«Боттичелли» Барбара Деймлинг, TASCHEN/АРТ-РОДНИК 2003 год.