Труд может доставлять радость, не вопрос, Ханна Аренд в этом права. Но даже в таком, кажется, не слишком обременительном занятии, как съемка музыкальных видеоклипов, это может быть редко заметно, подобно тому, как в приведенных примерах музыкальных произведений искусства, такой показ, как раз, может порадовать зрителя. Верно, что и цель, при съемке музыкальных клипов, большей частью, из, вообще говоря, весьма значительного по количеству их многообразия, могла быть иной, и совсем не в том, чтобы показывать бесхитростную, безмятежную радость, всегда, когда клип запускают в пробег. Но почему бы это?
Труд в одном из его определений, это имманентная смерть. Что же, быть может, коль скоро, труд видимо никогда не исчезнет, избавление от известного рода непрерывной нужды, которой он может быть обременен и не означает избавление от такого статуса, означенного выше, коль скоро, кроме прочего, это могло бы означать лишение человеческого, словно бессмертие. Может быть. Но явно, что радость и нужда, могут быть противоположными состояниями.
Конечно, легкомысленную, если ни придурковатую радость, как и горе, в его крайних проявлениях,- что иногда высмеивают, особенно если они деланные, в комедиях, гиперболизирующих такие крайности( Рино 911),- принято сдерживать, коль скоро, и стоический идеал невозмутимости, может быть, все еще в силе, и все же, откуда могло быть такое пристрастие к возможной радости труда у Ханны Аренд, в виду, вообще говоря, и его плачевного состояния. Учитывая огромные временные дистанции о которых шла речь, для отдельной человеческой жизни, видимо ее мысль сосредотачивалась на том простом и не простом обстоятельстве, что исходным пунктом размышления о труде когда-либо может быть, как и теперь, пусть и реже чем хотелось бы, быть может, приносимая им радость, а не страдания. И радость видимо по умолчанию свободная.
Манго. Севана.
На весь российский бомонд быть может, Сергей жуков, Отрадная, Лера Массква, да Натали отличились хитами в этом смысле. Зато традиционных плачей, кроме прочего и русских красавиц, можно встретить порядком. Вряд ли, все дело в известного рода варварстве или изощренном цинизме, коль скоро радоваться смерти близких , да и дальних, -ведь все родственники, по большому счету микробиологов,- да так чтобы были бы, просто и не просто, необходимы плакальщицы, может быть совсем не распространено.
Какова может быть мера для наведенной, в виде флера радости, что вообще говоря может быть и лубочной, в иное время заставляющей тосковать по себе, в виду не меньшей и не большей обремененности труда, но покрытого мраком? Тантра и табу. "…там столько злых лиц…"( I.Heart.Huckabees. 2004) Сюжет упомянутой кино комедии ни смотря на множественную складчатость, довольно прост, это история о конкуренции в карьерном росте, кроме прочего, о борьбе зеленых, о трудностях с которыми может столкнуться институты не насильственного приведения к норме, напоминающие психоанализ, выставленные в гиперболически комическом виде. Но только музыка, подобно идее, которую можно только услышать, создает настоящую атмосферу, ауру, глубину, принятия и признания. Ее быть может и легкомысленная настроенность, подобно радости Севаны или Луи Армстронга, в известной песне о радуге, едва ли ни в единственном числе такого типа, среди прочих немногочисленных примеров, может поддержать мысль Ханны Аренд. Комедий много, но много ли среди них таких, в которых можно увидеть действительно бесхитростную и безмятежную радость, что ни хотелось бы сразу после размышления, назвать придурковатой? Большей частью смех раздается, как и у Бергсона, или над убогими, реже над увечными, или над больными, часто только по малой степени отличаясь от когда-то подавляющего. Просто и не просто потому что, те, над кем смеются не представляют непосредственной или какой-либо еще угрозы, ни смотря на то, что могут вызывать напряженное ожидание или его отдаленное подобие. Смех, как известно, может быть тем сильнее, чем сильней может быть этот перепад в ходе туннелирования желания по ту сторону от напряжения перед опасностью к разрядке от скованности, кроме прочего, и дыхания, перед тем, что угрозы не представляет. Вряд ли за это стоит сильно винить, коль скоро, от вины и нечистой совести хотелось бы отстроиться, но, если это и вправду, пусть скорее и для известного горизонта ситуации и истории, коль скоро, нет сущности смеха в себе, может быть смешно. И, все же, могут просматриваться границы размышления Бергсона о смехе. И дело видимо не только в том, что только прошлые боги могут стать смешными, и эта же участь ждет и будущих, с которыми, как с прошлыми и расстанутся со смехом.
"СТЛА"
Караваев В.Г.