Найти тему
66.RU

Как и почему единственный полуостров в Екатеринбурге застрял в 60-х. И какие перспективы его ждут

В Екатеринбурге на побережье Верх-Исетского пруда расположены Малый Конный и Большой Конный полуострова — где жизнь как будто идет своим ходом. Пока центр города бешено обрастает зданиями и зеркальными высотками, здесь люди продолжают размеренно жить в двухэтажных деревянных бараках с видом на останки великого завода. Но обо всем по порядку.

Происхождение названий «Большой Конный» и «Малый Конный» доподлинно неизвестно. Но есть версии. Первая заключается в том, что раньше на этой территории жили башкиры и местность так обозначили в честь конных полков. Вторая же гласит, что на электростанцию торф изначально возили на лошадях, оттуда и пошли названия. Еще одна версия утверждает, что в давние времена, когда там еще не стояла электростанция, на этой территории пасли коней. В подтверждение последней теории можно процитировать Павла Бажова: «Так назывались два мыса в юго-восточной части пруда, где в летнюю пору пасли лошадей».

Малый Конный в народе называют Малоконкой. У Большого Конного названий два: Зеленый остров (и да, именно такое название для нового ЖК, который изменит здесь жизнь, выбрала «Группа ЛСР», с которой мы и написали этот текст) и Куба.

Как и в случае с «Конным», нейминг «Куба» тоже носит в себе несколько версий. Первая отталкивается от географической аналогии — как и государство, прославившееся сигарами и Фиделем Кастро, который их курил, Большой Конный с трех сторон окружен водой и болотами. Более реалистичная версия: топоним произошел от названия электростанции, которая дала старт развитию этой территории и носила имя Валериана Куйбышева (хоть и не всегда).

В 20-е годы прошлого столетия на Большой Конный пришла цивилизация. После того как отгремела Октябрьская революция и восстанавливать экономику решили с помощью электрификации, Урал стал одним из ключевых регионов, который планировали превратить в крупный индустриальный центр страны. Правда, в самом Свердловске с электричеством было плохо: центральная электростанция находилась в разбитом состоянии, оборудование было изношено, город сидел в темноте.

Так и появилась идея строить на полуострове новую электростанцию, которая поднимет уральские заводы на новый уровень. Тем более что рядом с выбранным для строительства местом было болото, а значит, торф и топливо, которые стоили существенно дешевле, чем уголь или дрова.

Строительство электростанции оценили в 2 миллиона рублей. Примерно 30% от этой стоимости оплатил горисполком, остальную сумму собрали промышленные предприятия, объединившиеся в Акционерное общество «Свердловская ГЭС».

-2

Стройка закипела в 1924 году. Все оборудование для электростанции делали на советских заводах, некоторое создавалось специально для Свердловской ГЭС. Но возникла другая проблема: нужно было организовать жилье для строителей и энергетиков.

Так на полуострове началось строительство «электрогородка» — жилья для инженеров-техников и их семей, которые стали прототипом всех городков Свердловска. Для руководителей стройки и энергетиков на Большом Конном возводили двухэтажные дома на каменных фундаментах и с деревянной резьбой. Но главное, что было в этих домах, — водопровод.

-3

К 1927 году, когда на Большом Конном полуострове пустили электростанцию, городок полностью сформировался. Здесь были баня, продовольственный магазин и прачечная, работала столовая на 250 человек, имелся продовольственный магазин. Были даже клуб и летний театр.
Кстати, на устройство самой электростанции потратили не 2 млн рублей, как планировали, а 4,2. Но, судя по заметкам из тогдашних газет, это никого не смущало, ведь цель — электрификация города — была достигнута.

-4

«Сама станция красива и чиста, как только что выпущенная из мастерской игрушка… Ровно в половине первого товарищ Пылаев разрезал красную ленту, которая связывала паропуск и турбогенератор, и сердце новой красавицы забилось. На распределительном щите зажглись контрольные лампочки, и поплыл в новеньком зале мягкий, характерный гул. Директор завода «Красная Кровля» повертывает рычаг всего на три сантиметра влево, и новый цех его завода за 4 километра от станции получает жизнь. Зампред Горсовета товарищ Кушнерук поворачивает другой рычаг, и за 5 километров зажглись лампочки в Свердловске…» газета «Уральский Рабочий»

Изначально электростанции присвоили имя Алексея Ивановича Рыкова, на тот момент председателя Совета народных комиссаров СССР. Потом он потерял доверие Сталина и в 1938 году был расстрелян за оппозиционные взгляды. Конечно, носить его имя электростанция больше не могла. Поэтому ее переименовали в электростанцию имени Куйбышева, который был ближайшим сподвижником Сталина и его советником по вопросам экономики. Кстати, памятник этому партийному деятелю до сих пор стоит неподалеку от станции.

В 30-е годы население полуострова продолжало стремительно расти. Еще одной большой стройкой стал каменный дом с библиотекой и столовой. Он предназначался для высшего звена инженерно-технических работников, которые трудились на электростанции. Примерно тогда же возвели школу и клуб.

-5

Но большинство простых заводских работяг так и жили на ВИЗе, ежедневно преодолевая путь до работы и обратно в десятки километров. Именно для них в 1935 году железнодорожную ветку Верх-Исетского завода приспособили под трамвайное сообщение. Так появился маршрут № 11 «ВИЗ — Электростанция».

Изначально путь был одноколейный: рейс обслуживали специальные трамваи с двумя кабинами, чтобы доехать до тупика и обратно. Разворотное кольцо появилось только в 1962 году. Но трамваи до сих пор ходят по одноколейному пути, встречаясь друг с другом на станции Разъезд — единственном месте, где можно разойтись.

-6

Поселок жил и рос вплоть до 1965 года, когда функции электростанции взяла на себя заработавшая на полную мощность Среднеуральская ГРЭС. А ГЭС на Большом Конном превратилась в подстанцию районного значения.

С тех пор это место будто замерло. Даже во времена строительного бума при Хрущеве застройка обходила Большой Конный стороной. Поэтому полуостров дошел до наших дней практически в том же виде, в каком пребывал 50–60 лет назад.

Сегодня поселок насчитывает около 20 домов, 12 из которых стоят на единственной улице — Водонасосной. Остальные имеют адрес «Большой Конный полуостров». Электростанция, которую строили на века, так и возвышается над жилой недвижимостью, предоставляя кров офисам и небольшим компаниям.

-7

Новую жизнь этому месту должен был вдохнуть ЭКСПО-2025. Если бы город получил шанс на проведение выставки, то на ВИЗе бы появился большой парк развлечений с концертными площадками, речной трамвай и метро. Но ЭКСПО-2025, как и Универсиады, не будет.

Тем не менее район в ближайшие годы ждет серьезное обновление. Там обустроят набережную городского пруда, построят наземное метро, создадут правительственный квартал и продлят улицу Татищева до Срединного кольца, расширив ее до шести полос.

Но так как «свято место пусто не бывает», замершую в полсотне лет назад территорию полуострова все же оживят. Там вырастет большой жилой комплекс «Зеленый остров». Он появится в пределах Татищева — Срединное кольцо — Крауля — Районная и будет состоять из 19 домов от 16 до 25 этажей. Новостройки запроектированы так, что окна большинства квартир будут выходить на набережную пруда.

-8

Продажа квартир в первых домах «Зеленого острова» уже началась. Здесь можно найти студии, одно- и двухкомнатные квартиры, которые будут передаваться покупателям с чистовой отделкой. Коммунальные платежи после заселения будут совсем небольшими — дома оснащают собственными газовыми каскадными котельными, которые установлены на крышах.

В центре жилого квартала собираются построить детский сад на 100 мест. Еще два детских сада на 300 и 350 мест, а также три школы на 1000 мест каждая запроектированы в пределах пешеходной доступности относительно жилой застройки.