Полгода назад мы с мужем решили сменить место жительства. Выбирали между странами с безвизовым въездом, где можно жить несколько месяцев и куда есть прямые рейсы из Москвы. Турция подходила лучше всех.
В статье поделюсь опытом переезда в Стамбул: расскажу, как снять квартиру, оформить туристический вид на жительство (ВНЖ), и сколько денег взять с собой на первое время.
Как выбирали город для переезда
Турция — довольно большая страна: здесь есть и мегаполисы, и маленькие города-курорты на побережье четырех морей: Черного, Эгейского, Мраморного и Средиземного. Мы выбирали между Стамбулом, Анкарой, Измиром и Бодрумом.
Нам были важны транспортная доступность, стоимость аренды, развитая инфраструктура и разнообразная языковая среда.
Транспортная доступность. Мы хотели иметь возможность быстро попасть в Россию или другие страны. Во всех четырех городах есть аэропорты, но большинство рейсов из РФ с пересадкой в Стамбуле.
Стоимость аренды. Сначала хотели поселиться ближе к морю: казалось, это дешевле и приятнее. Но на побережье жилье дешевле только с октября по апрель. Мы сравнили стоимость аренды в Стамбуле и Бодруме. Оказалось, жить в Стамбуле даже дешевле: в туристический сезон в Бодруме цены вырастают в несколько раз. Ниже таблица с помесячным изменением цен на жилье в Стамбуле и Бодруме.
Инфраструктура. Мы не зимовали на турецких курортах, но путешествовали по соседнему Кипру в январе — при выборе города я учитывала этот опыт. В нашем списке единственным курортом был Бодрум: не город, а полуостров с поселками для туристов.
Зимой магазины и отели на полуострове закроются до лета, и за покупками придется ехать в город. В несезон общественный транспорт ходит реже, а такси дорогое. Можно арендовать машину, но для этого нужны местные права. Поэтому мы отказались от жизни на курорте в пользу города.
Языковая среда. Мы не владеем турецким, но и жить в русскоязычном коммьюнити не было принципиально. К тому же районы, где много мигрантов, часто закрывают для получения ВНЖ (он же икамет) по аренде. В Стамбуле много туристов и экспатов, и мы решили, что ассимилироваться здесь проще.
В итоге мы выбрали Стамбул: он имеет прямое авиасообщение с Россией, здесь можно найти квартиру с фиксированной ежемесячной стоимостью, а многие люди хорошо говорят на английском. А еще в Стамбуле много достопримечательностей и есть чем заняться в свободное от работы время.
Как оформить турецкий ВНЖ
Чтобы легально жить в Турции более 90 дней, проще всего оформить туристический ВНЖ. Его дают на 6-12 месяцев. Расскажу, как это сделать.
Купить местную сим-карту. Уведомления от госорганов будут приходить только на турецкий номер. Без ВНЖ можно купить лишь туристическую симку на три месяца, она стоит 1 700 ₽. После получения ВНЖ карту нужно продлить: это обойдется еще в 1 600 ₽. Точная цена оформления и продления зависит от оператора.
Заплатить налог на смартфон. Это нужно сделать в течение трех месяцев после приезда, иначе телефон перестанет работать. Нам это обошлось еще в 24 360 ₽.
Оформить местный налоговый номер. Это можно сделать онлайн на сайте налоговой службы.
Перевести и заверить загранпаспорт у нотариуса. Специалиста можно найти в интернете или зайти в офис с большой вывеской Noter — их много по городу. Перевод и заверение стоят около 1 700 ₽, лучше сделать сразу несколько копий.
Найти квартиру для длительной аренды. Для получения ВНЖ нужно подтвердить место проживания. Тому могут служить документы о покупке жилья, проживании в отеле или у третьего лица. Нашим подтверждением был долгосрочный договор аренды.
Важно! В официальном списке документов для получения ВНЖ нет требования снять квартиру на год. 12 месяцев — это неформальный общепринятый срок, поэтому долгосрочный договор обычно заключают именно на это время.
Оформить медицинскую страховку. Стандартный срок страховки — год. ВНЖ дадут на срок не дольше страховки. Мы оформили ее в компании Anadolu Sigorta: пояснили, что нам нужна базовая страховка для ВНЖ. Она стоила 4 948 ₽.
Сделать фото. Для подачи на ВНЖ нужны четыре биометрические фотографии, за них мы заплатили 320 ₽. Сделать их можно в ближайшем ателье. Сотрудников нужно попросить прислать фото на электронкуу: они понадобятся для иммиграционной анкеты.
Заполнить заявку на сайте миграционной службы. Она состоит из анкеты и фото. Форма доступна месяц, заполнять можно не за один раз.
Оплатить пошлину на сайте налоговой или в банке и сохранить квитанцию. Пошлина составляет 3 300 ₽.
Подготовить справку о доходах в свободной форме. Достаточно написать, откуда и какие у вас доходы и взять выписку из банка о наличии накоплений.
Подготовить туристический план. Поскольку ВНЖ туристический, нужно указать, какие места в стране собираетесь посещать. Если планируете поездки в другие города, их нужно подтвердить бронями отелей.
Дождаться даты собеседования. Уведомление о дате и времени придет на телефон. Мне пришло через два дня, но срок может занять до месяца. В смс будет короткое название миграционной службы, куда надо отнести документы. Перед этим нужно распечатать анкету. В ней будет более подробный адрес.
Прийти в миграционную службу. Лучше приехать заранее — на входе большие очереди. Документы можно подавать в специальной розовой папке: она продается на входе или в любом канцелярском магазине. Это не официальное требование, но все делают именно так. Сотрудник миграционки проверит документы и подскажет, если чего-то не хватает. После нужно сдать отпечатки пальцев и сделать фото.
Важно! Документы проверяют разные сотрудники. Поскольку к специалистам очереди, между приемами можно найти или распечатать недостающие бумаги. У нас, например, не было копии документа о собственности, но мы успели в этот же день взять ее у хозяев. Если требуется больше времени, необходимые документы можно донести в течение 30 дней.
Дождаться решения миграционной службы. Заявку могут рассматривать до трех месяцев, выпуск карты ВНЖ займет месяц. Уведомление с решением придет на телефон. Если ответ положительный, в личном кабинете налоговой появится номер миграционного документа. Карту курьер привезет на дом или ее отправят по почте.
Прописаться в квартире. Это обязательное условие для легального проживания. Придется еще раз съездить в миграционную службу. Для прописки потребуются договор аренды и счета об оплате комуслуг.
На арендатора должен быть оформлен хотя бы один счет, например, за воду, газ и т. д. Мы не переоформили счета, и работник миграционной службы отклонил наши документы. Пришлось переоформлять и ехать в миграционку снова. Если документы в порядке, оформление займет не более получаса.
О том, как пара выбирала район и жилье для проживания, а также оформляла турецкий ВНЖ — в продолжении статьи на нашем сайте.