Подобно тому, как глаз из обычного пигментного пятна эволюционировал в сложнейший и точнейший инструмент восприятия окружающего мира, наш разум (если конечно этот эксперимент природы не провалится и не уничтожит сам себя), должен развиваться и эволюционировать в нечто большее. Но в отличие от глаза, который развивался хаотично методом проб и ошибок, человеческий разум может быть развит осознанно. Он может развивать сам себя.
Многие тысячи лет, отдельные личности занимались совершенствованием своего разума. Познавали этот инструмент, ухаживали за ним, взращивали и наблюдали, оттачивали или наоборот притупляли, проводя невероятные эксперименты в в своей внутренней лаборатории – сознании. Так появлялись созерцательные практики йоги и буддизма. Так появлялась античная философия. Так появилась психология.
Я считаю, что наша задача, задача людей, как вида, это совершенствование и изучение нашего главного инструмента – разума. Мы все занимаемся этим, так или иначе. Всё, что происходит с нами, это часть большого эксперимента природы. Но пока, этот эксперимент находится ещё на ранней стадии. 70 000 лет в масштабах эволюции это лишь миг. По этой причине, мы как вид ещё не перешли на тот уровень, когда развитие разума стало бы основной и осмысленной функцией человека. Пока, лишь отдельные индивиды занимаются этой деятельностью. Но с каждым годом, количество таких людей увеличивается.
Большая часть населения планеты на данном этапе озадачена всё теми же стремлениями, какими были движимы живые существа ещё до появления второй сигнальной системы. Выживание и доминирование. Именно по этой причине, мы наблюдаем войны, голод, неравенство и прочие атрибуты первобытного бытия. На данном этапе развития человеческой цивилизации, у нас достаточно технологических и материальных ресурсов для того, чтобы полностью избавиться от них. Но этого не происходит. Причиной тому является отставание психосоциального развития от индустриального.
В наших школах преподают ОРКСМ (основы религиозных культур и светской этики), но не преподают основы психологической культуры и этики. Преподают биологию, но нет психологии. Нас учат тому, как взаимодействуют цифры, но не учат тому, как взаимодействуют люди. После окончании школы мы знаем что «жи» и «ши» пишется с «и», но не знаем, как правильно реагировать на агрессию и как работать со своими эмоциями. Нас не учат тому, что не следует отождествлять себя со своими мыслями, тому, как не поддаваться импульсивным порывам. В финале мы знаем больше о выдуманных правилах правописания, чем о самих себе, о своём внутреннем устройстве и функционировании в окружающей среде.
Нам необходимо развивать разумность, осознанность. Без этих навыков дальнейшая эволюция бессмысленна. Уже сейчас человечество пытается создавать кибернетическое подобие разума в виде нейросетей. Мы опять стремимся усовершенствовать индустрию, не разобравшись и не осмыслив психосоциальный аспект наших действий. Что из этого получится, покажет время.
Первую часть статьи вы можете прочитать тут: В чём смысл жизни или зачем вам разум
Не забудьте подписаться на канал и поставить лайк, если вам была интересна статья. Если нет, можете поставить тоже. Вам пустяк, а автору приятно.
Друзья, буду рад видеть всех у себя в телеграмм канале: t.me/...ich