Найти тему
Кукурма🏵️

Можно, если осторожно: некоторые оттенки менталитета

Неосознанные установки впитывают из сказок детства, копируют у родителей, они витают в разговорах и поступках, приходят, может быть, не с самой религией, но с тем, как она объясняет мир.

В хаотическом мире Индии существует порядок. Так или иначе все произойдет. Во всем есть замысел, которому можно доверять. Это поддерживает надежду тысяч людей, которые каждый день просыпаются в тесноте лачуги, на картоне, постеленном на тротуар.

Каждый чувствует себя значимым даже на самой низкой ступени. Главное действовать согласно дхарме - хорошо выполнять то, что положено. На этот счет есть легенда о проститутке. Один махараджа шел по берегу Ганга, и осознав слабость человека спросил: «Неужели ничто не может повернуть эту реку вспять?». Тогда на гхат вышла проститутка и сказала: «О, Ганга, если я исполняю свою дхарму на моей работе, не отличая богатых и бедных, красивых и уродливых, больных и здоровых, старых и молодых, поверни свой поток!» Течение тут же изменило направление.

Понятие дхармы постепенно растворяется в современном мире потребления, но не исчезает до конца.

Многие замечают, что индийцы уклончивы. Не всегда имеют в виду, то что говорят, избегают прямых «нет» и «да». Могут в разное время говорить разные вещи. Возможно повлияло то, что  на этой земле никогда не было универсального закона, конкретного предписания, заповедей, как в Библии и Коране (да, в Индии много мусульман и христиан, но они также живут под воздействием общего эгрегора).

Решение зависит от контекста. Например, по древним законам Ману кшатрий, опорочивший брамина штрафовался на сто монет, вайшья за такое же оскорбление - на сто пятьдесят и шудру за то же самое должны были высечь. Неправда, сказанная людьми под влиянием гнева или радости, страха , младенцами и стариками не приводит к падению. Древние тексты провозглашают, что нет ничего более пагубного, чем преступный разговор с женой другого мужчины. Строже, чем в христианстве осуждаются беседы с женщиной наедине в лесу, прикосновения к ее украшениям или одежде. Однако приятное общение допускается с женами актеров и певцов. А также если безответная страсть приводит к болезни и нервному истощению и в некоторых других исключениях. Ватьясаана (автор Камасутры), назвав эти исключения, переходит к описанию способов соблазнения чужих женщин. Добродетели также хороши к месту. Храбрость красит война, но не к чему торговцу. Тут нет христианской универсальности. У каждой группы людей свои законы.

Неоднозначен и взгляд на людей. Западный человек характеризует другого - «хороший друг», «славный парень». В индийском описании раскрывается почему он славный: помогает мне, угощает вкусной едой. Т.е. вывод о человеке в целом - не очень информативен.

Истина относительна и нужно быть терпимым к правде других. Тут мы вспоминаем легенду о слепцах, ощупывающих слона. Преступление может быть неправильным в одно время, но приемлемым в другое. Этот подход проявляется в конфликтах между индуистами и мусульманами - «Да, мы были добрыми соседями, но пришло другое время, и мы сожгли его лавку».

В тоже время предопределенность судьбы слегка снимает личную ответственность. Это отражается и на детях, чья природа не податлива воспитанию, а уже задана изначально прошлыми жизнями.

При этом индивидуальность, автономия - не то, чем стоит дорожить. Важно общение, большая совместная семья, и пожелания каждого. В традиционной живописи и храмовых скульптурах человек никогда не одинок. Он показан в потоке бесчисленных связей божественного, человеческого, животного, перемешанных между собой.

Сами древние скульптуры совсем не похожи на суровых греческих и римских атлетов. Мужские фигуры более мягкие, в плавных почти женственных позах. Художники прошлого показывают человека среди течения природы и времен. Конечно, не будем забывать о воинственных сикхах и раджпутах приграничных регионов, но остальные миролюбивы, гибко принимают внешние обстоятельства.

Плавность и никаких резких движений. Многое случится само. Часто так и происходит.

В комнатках–ячейках ютились огромные семьи. Бедность жила в каждом доме, сколько видят глаза. Она замечала и другое: в месиве людей всё напоено смирением. «Ничего нельзя сделать, – говорит гигантское сознание, – так успокойся, просто подожди, твой плод созреет и сам упадёт в руки».
«Просто подожди», – гудят поезда, приходя не по расписанию; «просто подожди», – приговаривают чайваллы, пока кипит молоко. И Амира, кажется, мало волнует ход времени, не заботит его друзей, соседей и незнакомцев на много улиц вокруг, целый город и другие города.

из романа «Поцелуй у ног богини»

Александра Нарин - Новинки книг автора – скачать или читать онлайн

#менталитет #восточный менталетет #культура #менталитет индийцев #индия #индийцы #восток #особенности индийского менталита #мировозрение #взгляды на жизнь #карма #дхарма #субконтинент