Слово "всесожжение" уходит своими корнями в идею поднятия, стремления ввысь. Эта идея отражена в тексте, буквально в самом начале Библии, в книге Бытие, когда говорится: "но пар поднимался с земли и орошал все лице земли." (Быт. 2:6). Здесь под словом "поднимался" и встречается однокоренное со словом "всесожжение" в оригинальном тексте Ветхого Завета. Ассоциации с дымом, поднимающимся в небеса, сигнализирующим о принесении жертвы, видимо и стали основополагающими в представлении древних. Они устремляли свои взоры к Небу, ожидая милости, благословений и ответов на свои молитвы.
Интересным с этой точки зрения выглядит текст, где составляющие всего ритуала встречаются вместе.
"И устроил Ной жертвенник Господу; и взял из всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принес во всесожжение на жертвеннике. И обонял Господь приятное благоухание..." (Быт. 8:20-21)
Обратите внимание на слова "жертвенник" (впервые встречается в тексте ВЗ), "всесожжение" и "приятное благоухание". Это, наверное, единственное место, где упоминаются вместе составные жертвоприношений.
Бог обонял - красивая метафора. Он увидел и принял приношение Ноя, пережившего страшнейшую катастрофу во всей истории Земли. Ною было за что благодарить Небо, и он это сделал, принеся по выходу из ковчега в жертву "из всякого скота чистого и из всех птиц чистых" (Быт. 8:20).
Во всех ритуалах древности мы можем проследить идею жертвоприношений, хотя и по разным мотивам. Приношение в жертву животных объединяет все народы, и в некоторых культурах сохраняется до сего дня. Что побуждало человека, старательно создающего из камней, глины, кучи дров и других подручных материалов произвольное место приношения? Какие цели преследовал он, когда кровь жертвы выплескивалась к подножию, а само животное сжигалось в огне. "Жертва всесожжения" - именно так ветхозаветные книги именуют сам процесс.
Картина, конечно, не самая приятная для современного жителя, привыкшего к более цивилизованному окружению и успокаивающей цветовой гамме, но для времен на пару-тройку тысяч лет старше, это было вполне привычным обстоятельством.
История жертвоприношений уходит своими корнями в глубь веков, и мотивы нам станут понятны, когда мы сможем уразуметь причины такого положения дел.
Человек понимал, жертва - это глубочайший символ Заместителя, Того, кто однажды будет принесен в жертву и тем самым искупит всё человечество от проклятия греха и возмездия за грех. Это в самом чистейшем виде. Со временем практика жертвоприношений была извращена, настоящие мотивы потеряны, и нередко доходило до приношения детей в пекло огненного смерча. Особенно ярко это представлено в культах народов, населяющих побережье Средиземного моря. Настоящий мотив был утерян и среди богоизбранного народа, превратившись в фарс и замененный на огромное количество быков и баранов. Неспроста вопрошает Бог через пророка Исайю, когда говорит: "К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота, и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу". (Ис. 1:11)
Дабы не перегружать ваш мозг "богословской концепцией" (по меткому выражению давней читательницы канала) я опущу все нюансы и перейду к главной мысли, причины, по которой я, собственно, и заговорил сегодня на эту тему.
Вы никогда не задумывались над значением фразы "Агнец Божий"?
Корни этого выражения уходят в историю, когда Авраам пришел вместе со своим сыном на гору Мориа и там, сложив из поленьев костер был готов заколоть Исаака и принести его во всесожжение.
"Бог усмотрит агнца для всесожжения" - таков было ответ на вопрос Исаака - "где агнец для всесожжения"?
Складывается впечатление, что Бог однажды придет в храм со Своим Агнцем. Что и случилось в момент смерти Сына Божия на римском кресте.
"Отче! в руки Твои предаю дух Мой. (Лук. 23:46)
Есть о чем подумать!