Мы проводим на работе существенную часть нашей жизни, для кого-то Компания, в которой он работает, становится вторым домом, а кому-то каждый раз приходится заставлять себя ехать в офис.
Почему это происходит?
Огромное влияние оказывает само наполнение рабочего процесса, в идеале, работа должна быть интересна, вдохновлять, заряжать, развивать. Пусть не на все 100%, но в существенной степени.
Кроме самой работы, важный фактор - это коллектив. Мы его не выбираем, но может так или иначе его формировать, создавать, модифицировать в поддерживающую и экологичную сторону.
Отлично, когда атмосфера в коллективе легкая, дружеская, когда коллеги оказывают друг другу содействие, уважают друг друга, относятся с пониманием.
Бывает и по-другому, среди тревожных факторов можно выделить:
🤦 грубость в общении, использование ругательных слов, хамство, сплетни, группировки "против" кого-то
🤦 неуважение к личным границам, частной жизни, злоупотребления
🤦 неконструктивное взаимодействие, перекладывание ответственности на других
Чтобы поддержать экологию общения, и даже в коллективе с некоторыми трудностями вывести ситуацию и начать путь к выстраиванию эффективной, уважительной и доверительной коммуникации, предлагается следовать простым правилам:
💡 При возникновении конфликта ищите решение, а не виноватого
В ситуации конфликта очень легко поддаться токсичному воздействию. Очень важно удержаться, и направить себя, а заодно и всех вовлеченных в продуктивное русло. Станьте лидером ситуации, который поведет коллектив к решению задачи, а не поиску виноватого. Разногласия могут возникать. Иногда помогает приём озвучивания этой фразы вслух: "У нас могут быть споры, могут быть разногласия, но нам важно вместе решить вопрос".
💡 Используйте обратную связь и обмен мнениями
Коллектив - как семья. Для пар мы всегда советуем говорить, обсуждать, не замалчивать. То же самое правило действует и для коллективов. Не стоит доводить, когда негодование, недовольство накапливается и выливается в таком масштабе, когда уже трудно разобрать, когда это было, и с чем это связано: "да ты и в прошлый раз так все завалил". Какой был раз, почему тогда не обсудили, не подсветили. Не стоит ждать. Сделайте практику регулярных встреч, где каждый может дать обратную связь по текущим проектам, задачам, запросам. Все ли ответы получены в срок, все ли согласны с ходом работы. Это очень важно для руководителей, но и для линейных коллег также необходимо. Проявляйте активность, организуйте такие летучки, чтобы "сверять часы", быть в комфортной атмосфере взаимного понимания.
💡 Четко транслируйте информацию и не бойтесь уточнять у коллег
Часто недопонимание происходит именно из-за недопонимание поставленной задачи. Каждый понял по-своему, разошлись по отделам, встретились через неделю и результата нет. Как бы странно не звучало, знаю по собственному опыту, мало развита культура уточнения. Мало кто ретранслирует и конкретизирует, задает вопросы, комментирует на этапе постановки задачи. Чтобы отношения были ресурсные - создайте основу для ресурса, взаимопонимание. Это убережет от будущих споров и выяснений. И, конечно, если вы сами ставите задачу продумывайте все мелочи, излагайте четко и ясно.
В любой ситуации с негативной окраской держите фокус внимания на конкретных фактах, стараясь объективно оценить положение.
Если чувствуете накал или даже агрессию, подумайте, что могло стать триггером и спросите у человека открыто. Честность и открытость пробивает даже очень крепкие стены. Пока это нешаблонное поведение может удивить, растопить сердце и наладить теплые, насколько это возможно отношения, в коллективе.
Как бы не складывалось, спрашивайте себя, насколько вам комфортно в коллективе, это очень важный вопрос. Лучше направлять своё основное время и энергию на развитие, реализацию новых идей, и частично на гармонизацию настроения в коллективе, во всём нужен баланс. Этого Вам и желаю!
С Уважением,
Ступакова Мария
Автор: Мария Ступакова
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru