Кимоно и сегодня остается неотъемлемой частью образа красивой и современной женщины в Японии – об этом рассказала нам Татьяна Наумова, специалист по культуре Страны Восходящего Солнца и куратор серии выставок о Кимоно, проходящих в «Первой Московской Галерее Восточной Живописи».
Однако, этот скульптурный утонченный образ, с которым ассоциируется кимоно сегодня, как и представление о красоте японской женщины, сложился далеко не сразу и прошел долгий насыщенный путь.
До эпохи Хэйан (VIII-XII вв) – настоящего расцвета аристократической культуры Японии - наибольшее влияние на представления о прекрасном оказывал Китай. Эстетика ранней эпохи Тан лежит в основе многих японских культурных традиций.
Образец таких представлений – одно из немногих оставшихся изображений этого времени, богиня судьбы Китидзётэн (吉祥天) из храма Якусидзи в Наре.
В эпоху Хэйан сформировался уникальное, истинно японское представление об эстетическом идеале лица и наряда настоящей красавицы. Его придерживались в первую очередь придворные дамы императорского двора. Интересно здесь то, что несмотря на своеобразные правила создания макияжа и обязательного атрибута хэйанской красавицы – длинных волос – основным критерием оценки «женской красоты» был вкус в подборе одежды.
Костюм в эпоху Хэйан , буквально, формировал человека, минуя физиологические черты. Он рассказывал о социальном и семейном статусе, профессиональном ранге, благосостоянии владельца. Но кроме этого обязательно соотносился с временем года и показывал тонкость вкуса, с которым обладатель или обладательница костюма взаимодействует с окружающей действительностью.
В своей лекции Татьяна Наумова подробно рассказала о том, что на протяжении всей японской истории, вкус женщины в одежде и изысканная уместность нарядов являются более важным параметрами, определяющими ее красоту, по сравнению с природными данными и индивидуальными чертами.
Во времена Сёгуната (XII-XIX вв) и, особенно, начиная с эпохи Эдо, тренды в представлении женской красоты зарождались на сцене театров, домах гейш и веселых кварталах.
Появился даже специальный изобразительный жанр, запечатлевший в вечности образы самых знаменитых красавиц того времени. И здесь мы тоже видим, что при условном изображении черт лица наибольшее внимание художники уделяют силуэту и цветовому сочетанию формируемому в первую очередь одеждой.
К в XIX-XX вв. Гейши оставались воплощением женственности и красоты в представлении японцев. С начала XX века именно гейши («люди культуры») становятся хранительницами эстетического идеала. Однако, следуя за движениями политической моды, именно эти хрупкие и прекрасные «фарфоровые куколки» первыми надевают европейское платье.
Но, несмотря на то, что Кимоно в ХХв постепенно вытиснилось европейским типом одежды, окончательно оно не ушло из жизни японок. Эстетика силуэто-образующего кимоно не только вернулась на модные подиумы Японии в начале XXIв., оно практически завоевало весь мир!
В настоящее время кимоно остается неотъемлемым элементом образа японской красивой женщины: это тот вид наряда, который уместен во всех видах японских торжественных случаев, от праздника совершеннолетия до свадьбы.
_____
По материалам лекции Татьяны Наумовой "Кимоно в формировании образа красавицы в Японии - От древности до наших дней"