Быть может Вы что-то слышали о системном мышлении, которое позволяет творить чудеса и обязательно сделает счастливым того, кто овладеет им за много тысяч рублей. Конечно, обещанного результата не случится. Но и бесполезным этот навык назвать нельзя, так как его использование во многом определило подачу научного материала и методологию проектирования искусственных объектов: от самолета, до организационной структуры компании ПАО «Газпром».
Проблема системного мышления
Чтобы научиться решать задачи по физике, нужно решать задачи по физике. Много и разных. Тогда количество перейдет в качество, а ученик станет специалистом. Чтобы овладеть системным мышлением, нужно постоянно думать системно.
Это и просто, и сложно одновременно. Все идеи и понятия системного подхода для нас, живущих в XXI веке, интуитивно понятны. Проблема в том, чтобы применять их на практике. Ведь для этого нужно разрушить господствующие в мозгу автоматизмы по восприятию происходящих событий.
С чем бы это сравнить? Технари, наверное, поймут. Что-то такое происходит в голове у первокурсника технического ВУЗа, когда вдруг после школьной математики нужно осваивать высшую. Взрыв мозга для прилежного студента обеспечен.
Мать ребенка видит «болезненное падение чада, упавшего на ледяном накате», а специалист — систему «транспортных коммуникации двора», которая состоит, например, из подсистем: посыпанная тропинка, ледяная дорожка, пространство с наваленным снегом, а еще он сам, как обеспечивающий перемещение путем живительных затрещин. На вход попадает ребенок, с координатами точки входа. На выходе — он же, но с другими координатами. Цель существования такой системы — обеспечить изменение координат (переместить ко входу в подъезд) с сохранением состояния ребенка. Обязательно нужно рассмотреть, конечно, вышестоящую систему «пространственный объем двора» в виде нависающих над посыпанной тропинкой сосулек.
В системном мышлении нет каких-либо алгоритмов, приводящих к правильным решениям, гарантирующим правильный результат. Но оно позволит специалисту из вышеописанного примера рассмотреть все связи между выявленными элементами системы, оценить существенные внешние воздействия и доработать систему с целью повышения надежности выполнения ее функции. Например, до входа во двор провести инструктаж по маршруту перемещения. Исключить самовольное отклонение от маршрута путем создания должной мотивации у ребенка. Наконец, организовать комплекс занятий по «правильному» падению, если оно все-таки случилось.
Ее величество Система
Весь мир — система и мы — подсистемы ее. Это выражение может ввести в заблуждение.
Когда наш предок взял палку и примотал к ней лианой камень с острым краем, он создал одну из первых систем — каменный топор. За счет объединения элементов, по отдельности не способных наносить такой сильный удар, он получил инструмент с новым качеством. И наличие этого качества — главное отличие «системы» от «не системы». Это ее функция или цель существования.
Мозг млекопитающих уникален тем, что может представлять информацию иерархически. Разделяя объекты реального мира на составляющие, присваивая им символы, затем объединяя их по каким-то признакам, он создает сложные структуры мысленных данных по определенным правилам. Ровно для того, чтобы решить актуальную для него в текущий момент задачу. Как только меняется задача, структура будет изменена.
Как только необходимость рубить что-то каменным топором исчезнет, его можно разобрать, чтобы привязать каменную рабочую часть, например, к сетке для ловли рыбы в качестве грузила. И это также будет новая система, которая вместе с тем включает компонент старой.
То есть система — это на самом деле фокус человеческого мышления, объединяющий компоненты в единый объект, обладающий полезным для человека назначением. Нет людей — нет систем. И это главное отличие системного мышления, от системного подхода в общем, где также рассматриваются естественные системы (например, солнечная или атомная). В этом нет ошибки: для цели исследования окружающего мира ученые объединили выявленные объекты и рассматривают их в совокупности. При этом физический мир существует сам по себе во всем многообразии объектов и взаимодействий между ними. Нет какого-то истинного и естественного разделения на системы. Мы вычленяем из мира некоторые наборы объектов, которые обладают вместе нужными или интересными нам свойствами. Эти наборы всегда являются частью больших наборов — надсистем, где каждый элемент также состоит из своих частей, являясь подсистемой.
Системное мышление начинается с умения определять системы и «видеть» структуру их отношения.
Субъективность систем
Системы не объективны, а субъективны. Чтобы определить систему необходимо выявить людей, которые будут взаимодействовать с ней. В простейшем случае — это только Вы. Но чаще всего круг людей значителен. Только после выявления всех причастных, можно определять границы системы. Что следует в нее включить, какие функциональные параметры добавлять к цели системы.
Так для транспортируемого домой ребенка в качестве причастных может выступать бабушка, которая уже поставила на плиту разогревать обед. При этом важно разделять ее текущий «профессиональный» интерес (роль в данной системе) и личностный. Профессиональный интерес заключается в том, чтобы ребенок был накормлен в обед горячей едой, для этого, собственно, организуется доставка чада. Личностные могут включать отношение к родителю, который привел ребенка — его она видеть не желает.
Другой простой пример: Вася Пупкин, который является инженером. На работе, при обсуждении создаваемого устройства его ролевые (профессиональные) интересы могут сильно отличаться от личных. Так его предложения по форме и виду печатных плат не несут никакой технической необходимости, но при принятии в работу сильно облегчают ему жизнь. Нужно ли включать их в разрабатываемую систему?
Система всегда материальна
Системный фокус направлен только на реальные объекты физического мира, существующие во времени. Информация о системе или ее свойствах не является системой. Когда к Вам придет сосед с подробным описанием вечного двигателя идеальной организации бизнеса, который он бы организовал, но нет денег — это не имеет отношения к системному мышлению. Для оценки предложенных идей нужно обратиться к другим инструментам (см. критическое мышление).
Всевозможные классификаторы и систематики также не являются системами.
Моделирование систем
Конечно, без информационного определения системы сложно создать ее воплощение в реальности. Достаточно обратиться к общепринятому процессу проектирования, чтобы понять, как это работает.
У системы должна быть цель, определены границы и состав, а также сформулированы ограничения заинтересованных в ней лиц. Авторы должны понимать признак целостности системы, а также какие процессы будут в ней проходить. Это отражается в техническом задании, которое многие не любят писать или подходят к нему формально.
Разработчик прорабатывает и увязывает свою систему с требованиями смежных систем и надсистем. Например, для предприятия это каналы поставки материального сырья и готовой продукции. Это также требования контролирующих органов в части надежности, пожарной, промышленной, экологической безопасности. И еще многое другое.
Затем уже начинается итерационный процесс моделирования (проектирования). С определением функциональных блоков, их конструктивного исполнения, размещения в пространстве отдельных компонентов.
Проектировщик системы готовит структурную схему, выполняет принципиальную, готовит план (чертежи) размещения оборудования и общую спецификацию оборудования и материалов. В-принципе, по этой информации система может быть воплощена специалистами, имеющими дело с такими объектами.
Волшебная сила модели «черный ящик»
Структурная модель системы или подсистемы может быть построена как «черный ящик». Функциональный блок имеет входные потоки (информация, материалы и др.) и выходные (преобразованные с учетом функции системы) потоки.
Главное достоинство модели «черный ящик» в том, что она позволяет не держать в голове все множество происходящих даже в рамках одной системы явлений и процессов. Модель ограничивает их рядом параметров, необходимых для достижения целей системы.
Над созданием самолета трудятся десятки сотен людей. Каждый из них может работать в рамках своего «черного ящика». Им нет необходимости всем разбираться в аэродинамике, микроэлектронике, материаловедении. Их задача в общем случае на своем уровне обеспечить выходной сигнал при заданных входных.
Заключение
Системный анализ — это не панацея, это всего лишь подход к тому, как воспринимать мир и как принимать решения на основании этого. Здесь нет четких алгоритмов по типу «делай раз, делай два — наслаждайся результатом», только принципы и рекомендации. Системное мышление позволяет просто описывать сложный мир.
Когда надо получить какой-то результат от окружающего мира, следует найти целевую систему, которую нужно создать, изменить, эксплуатировать или уничтожить. Система определяется субъективно. У разных людей система с одинаковой функцией может не совпадать.
Система не существует сама по себе. Следует определить смежные системы, которые обеспечивают Вашей системе требуемые ресурсы, а также надсистемы, обеспечивающие воздействия.
Рассматриваемая система касается многих людей, которых нужно идентифицировать и понять их ролевые интересы.
Систему необходимо описать. Сформулировать цель, определить уровни и статус окружающих систем, определить место своей в этой структуре. Минимально определить в системе:
- подсистемы как функциональные объекты;
- как конструктивные (физические) объекты;
- как объекты, размещенные на своих местах в пространстве.
Система может быть только материальной. Мысли по ее поводу надо доводить до изменения реальности, а не ограничиваться описанием изменения реальности.
Дорогие коллеги! Подписывайтесь на канал, чтобы иметь возможность следить за обновлениями и иметь возможность задавать вопросы и обсуждать изложенное в статьях.