Найти тему

Базовые принципы системного мышления

Оглавление
Базовые принципы системного мышления
Базовые принципы системного мышления

Быть может Вы что-то слышали о системном мышлении, которое позволяет творить чудеса и обязательно сделает счастливым того, кто овладеет им за много тысяч рублей. Конечно, обещанного результата не случится. Но и бесполезным этот навык назвать нельзя, так как его использование во многом определило подачу научного материала и методологию проектирования искусственных объектов: от самолета, до организационной структуры компании ПАО «Газпром».

Проблема системного мышления

Чтобы научиться решать задачи по физике, нужно решать задачи по физике. Много и разных. Тогда количество перейдет в качество, а ученик станет специалистом. Чтобы овладеть системным мышлением, нужно постоянно думать системно.

Это и просто, и сложно одновременно. Все идеи и понятия системного подхода для нас, живущих в XXI веке, интуитивно понятны. Проблема в том, чтобы применять их на практике. Ведь для этого нужно разрушить господствующие в мозгу автоматизмы по восприятию происходящих событий.

С чем бы это сравнить? Технари, наверное, поймут. Что-то такое происходит в голове у первокурсника технического ВУЗа, когда вдруг после школьной математики нужно осваивать высшую. Взрыв мозга для прилежного студента обеспечен.

Но все понятно, не правда ли? (https://kaifolog.ru/demotivatory/4804-chisto-russkie-demotivatory-157-55-foto.html)
Но все понятно, не правда ли? (https://kaifolog.ru/demotivatory/4804-chisto-russkie-demotivatory-157-55-foto.html)

Мать ребенка видит «болезненное падение чада, упавшего на ледяном накате», а специалист — систему «транспортных коммуникации двора», которая состоит, например, из подсистем: посыпанная тропинка, ледяная дорожка, пространство с наваленным снегом, а еще он сам, как обеспечивающий перемещение путем живительных затрещин. На вход попадает ребенок, с координатами точки входа. На выходе — он же, но с другими координатами. Цель существования такой системы — обеспечить изменение координат (переместить ко входу в подъезд) с сохранением состояния ребенка. Обязательно нужно рассмотреть, конечно, вышестоящую систему «пространственный объем двора» в виде нависающих над посыпанной тропинкой сосулек.

В системном мышлении нет каких-либо алгоритмов, приводящих к правильным решениям, гарантирующим правильный результат. Но оно позволит специалисту из вышеописанного примера рассмотреть все связи между выявленными элементами системы, оценить существенные внешние воздействия и доработать систему с целью повышения надежности выполнения ее функции. Например, до входа во двор провести инструктаж по маршруту перемещения. Исключить самовольное отклонение от маршрута путем создания должной мотивации у ребенка. Наконец, организовать комплекс занятий по «правильному» падению, если оно все-таки случилось.

Ее величество Система

Весь мир — система и мы — подсистемы ее. Это выражение может ввести в заблуждение.

Когда наш предок взял палку и примотал к ней лианой камень с острым краем, он создал одну из первых систем — каменный топор. За счет объединения элементов, по отдельности не способных наносить такой сильный удар, он получил инструмент с новым качеством. И наличие этого качества — главное отличие «системы» от «не системы». Это ее функция или цель существования.

Одна из первых систем, созданных человеком — каменный топор (картинка: https://za.pinterest.com/pin/327636941637615143/)
Одна из первых систем, созданных человеком — каменный топор (картинка: https://za.pinterest.com/pin/327636941637615143/)

Мозг млекопитающих уникален тем, что может представлять информацию иерархически. Разделяя объекты реального мира на составляющие, присваивая им символы, затем объединяя их по каким-то признакам, он создает сложные структуры мысленных данных по определенным правилам. Ровно для того, чтобы решить актуальную для него в текущий момент задачу. Как только меняется задача, структура будет изменена.

Как только необходимость рубить что-то каменным топором исчезнет, его можно разобрать, чтобы привязать каменную рабочую часть, например, к сетке для ловли рыбы в качестве грузила. И это также будет новая система, которая вместе с тем включает компонент старой.

То есть система — это на самом деле фокус человеческого мышления, объединяющий компоненты в единый объект, обладающий полезным для человека назначением. Нет людей — нет систем. И это главное отличие системного мышления, от системного подхода в общем, где также рассматриваются естественные системы (например, солнечная или атомная). В этом нет ошибки: для цели исследования окружающего мира ученые объединили выявленные объекты и рассматривают их в совокупности. При этом физический мир существует сам по себе во всем многообразии объектов и взаимодействий между ними. Нет какого-то истинного и естественного разделения на системы. Мы вычленяем из мира некоторые наборы объектов, которые обладают вместе нужными или интересными нам свойствами. Эти наборы всегда являются частью больших наборов — надсистем, где каждый элемент также состоит из своих частей, являясь подсистемой.

Системное мышление начинается с умения определять системы и «видеть» структуру их отношения.

Система «самолет»: подсистемы, надсистема и системное окружение (схема: https://studopedia.ru/5_32547_printsipi-sistemnosti.html)
Система «самолет»: подсистемы, надсистема и системное окружение (схема: https://studopedia.ru/5_32547_printsipi-sistemnosti.html)

Субъективность систем

Системы не объективны, а субъективны. Чтобы определить систему необходимо выявить людей, которые будут взаимодействовать с ней. В простейшем случае — это только Вы. Но чаще всего круг людей значителен. Только после выявления всех причастных, можно определять границы системы. Что следует в нее включить, какие функциональные параметры добавлять к цели системы.

Так для транспортируемого домой ребенка в качестве причастных может выступать бабушка, которая уже поставила на плиту разогревать обед. При этом важно разделять ее текущий «профессиональный» интерес (роль в данной системе) и личностный. Профессиональный интерес заключается в том, чтобы ребенок был накормлен в обед горячей едой, для этого, собственно, организуется доставка чада. Личностные могут включать отношение к родителю, который привел ребенка — его она видеть не желает.

Другой простой пример: Вася Пупкин, который является инженером. На работе, при обсуждении создаваемого устройства его ролевые (профессиональные) интересы могут сильно отличаться от личных. Так его предложения по форме и виду печатных плат не несут никакой технической необходимости, но при принятии в работу сильно облегчают ему жизнь. Нужно ли включать их в разрабатываемую систему?

Система всегда материальна

Системный фокус направлен только на реальные объекты физического мира, существующие во времени. Информация о системе или ее свойствах не является системой. Когда к Вам придет сосед с подробным описанием вечного двигателя идеальной организации бизнеса, который он бы организовал, но нет денег — это не имеет отношения к системному мышлению. Для оценки предложенных идей нужно обратиться к другим инструментам (см. критическое мышление).

Всевозможные классификаторы и систематики также не являются системами.

Моделирование систем

Конечно, без информационного определения системы сложно создать ее воплощение в реальности. Достаточно обратиться к общепринятому процессу проектирования, чтобы понять, как это работает.

У системы должна быть цель, определены границы и состав, а также сформулированы ограничения заинтересованных в ней лиц. Авторы должны понимать признак целостности системы, а также какие процессы будут в ней проходить. Это отражается в техническом задании, которое многие не любят писать или подходят к нему формально.

Разработчик прорабатывает и увязывает свою систему с требованиями смежных систем и надсистем. Например, для предприятия это каналы поставки материального сырья и готовой продукции. Это также требования контролирующих органов в части надежности, пожарной, промышленной, экологической безопасности. И еще многое другое.

Затем уже начинается итерационный процесс моделирования (проектирования). С определением функциональных блоков, их конструктивного исполнения, размещения в пространстве отдельных компонентов.

Проектировщик системы готовит структурную схему, выполняет принципиальную, готовит план (чертежи) размещения оборудования и общую спецификацию оборудования и материалов. В-принципе, по этой информации система может быть воплощена специалистами, имеющими дело с такими объектами.

Волшебная сила модели «черный ящик»

Структурная модель системы или подсистемы может быть построена как «черный ящик». Функциональный блок имеет входные потоки (информация, материалы и др.) и выходные (преобразованные с учетом функции системы) потоки.

Модель «черный ящик»
Модель «черный ящик»

Главное достоинство модели «черный ящик» в том, что она позволяет не держать в голове все множество происходящих даже в рамках одной системы явлений и процессов. Модель ограничивает их рядом параметров, необходимых для достижения целей системы.

Над созданием самолета трудятся десятки сотен людей. Каждый из них может работать в рамках своего «черного ящика». Им нет необходимости всем разбираться в аэродинамике, микроэлектронике, материаловедении. Их задача в общем случае на своем уровне обеспечить выходной сигнал при заданных входных.

Заключение

Системный анализ — это не панацея, это всего лишь подход к тому, как воспринимать мир и как принимать решения на основании этого. Здесь нет четких алгоритмов по типу «делай раз, делай два — наслаждайся результатом», только принципы и рекомендации. Системное мышление позволяет просто описывать сложный мир.

Когда надо получить какой-то результат от окружающего мира, следует найти целевую систему, которую нужно создать, изменить, эксплуатировать или уничтожить. Система определяется субъективно. У разных людей система с одинаковой функцией может не совпадать.

Система не существует сама по себе. Следует определить смежные системы, которые обеспечивают Вашей системе требуемые ресурсы, а также надсистемы, обеспечивающие воздействия.

Рассматриваемая система касается многих людей, которых нужно идентифицировать и понять их ролевые интересы.

Систему необходимо описать. Сформулировать цель, определить уровни и статус окружающих систем, определить место своей в этой структуре. Минимально определить в системе:

  • подсистемы как функциональные объекты;
  • как конструктивные (физические) объекты;
  • как объекты, размещенные на своих местах в пространстве.

Система может быть только материальной. Мысли по ее поводу надо доводить до изменения реальности, а не ограничиваться описанием изменения реальности.

Дорогие коллеги! Подписывайтесь на канал, чтобы иметь возможность следить за обновлениями и иметь возможность задавать вопросы и обсуждать изложенное в статьях.