Успех научно-фантастического шутера Returnal от Housemarque не остался незамеченным. Сербская студия Mad Head Games, похоже, решила, что может предложить игрокам нечто равнозначное, пускай и не в формате AAA-игры, а в рамках проекта B-класса.
Scars Above по своей изначальной концепции мира очень схожа с последним творением Housemarque. Нас ожидает неизведанная и враждебно настроенная планета, на которой мы – незваные гости в силу неких обстоятельств, и их нам ещё предстоит выяснить. Главная героиня в первую очередь учёный, а не боец, и полагается в основном на свои научные познания и инженерный склад ума. Нас также будут преследовать призраки вымершей высокоразвитой цивилизации, и вот примерно на этом моменте общие черты у данных игр заканчиваются. Mad Head Games не стесняются заимствовать идеи из других успешных проектов, а также экспериментировать, пускай из-за этого темп у игры ощущается неравномерным.
Повествование начинается с небольшой экспозиции на научном корабле, который отправили разведать загадочный объект, что появился на околоземной орбите. Как только корабль добирается до объекта (Метаэдра), тот включается, и уже через несколько мгновений Кейт оказывается в полностью незнакомом и враждебном месте. К ней быстро приходит осознание, что она далеко от родной планеты. Нам предстоит выяснить, по какой причине мы здесь оказались, и отыскать остальных членов экипажа, попутно разобравшись, что же на самом деле произошло в месте, куда нас перенесло.
Хоть игра и сюжетно-ориентированная, но именно эта составляющая тут довольно слабая. Основной мотивацией нашей героини будут поиск и спасение членов команды корабля и попытка узнать, почему сгинула высокоразвитая цивилизация. В первом пункте основной проблемой является то, что, в отличие от Кейт, мы вообще не имеем понятия, кто эти люди и зачем нам надо их спасать. Каждого из них мы разве что могли видеть в начальном ролике пару секунд. Всё, что можно сказать про них, – это тоже учёные, как и главная героиня, и в общем-то всё. Сопереживания они не вызывают, да и как персонажи никоим образом не пытаются раскрыться. Из-за этого, казалось бы, напряженные или эмоциональные моменты мы будем наблюдать с безразличием и каменным лицом. Раскрытие причин произошедшего на загадочной планете выполнено явно лучше. По крайней мере, тут хотя бы интересно следить за происходящим, и ответы на свои вопросы мы получим под конец этой короткой истории.
С геймплейной точки зрения перед нами шутер от третьего лица с неплохими идеями в своей основе. Всего в нашем арсенале будут четыре основных оружия. Электрическая винтовка, которая в дальнейшем сможет стрелять концентрированным лучом; подобие пистолета, где для каждого выстрела необходимо ждать накопления огненной энергии; гранатомёт, выпускающий россыпь ледяных снарядов, и кислотный дробовик. В арсенале есть ещё и энергетический резак для ближнего боя, но после первого убитого им монстра и получения в руки винтовки о его существовании вы уже не вспомните ввиду его полной бесполезности. Стихии оружия сделаны тут не для красоты, а имеют вполне чувствительную геймплейную особенность взаимодействия с окружающей средой. Бродя по болотистой местности в дождь, электрические снаряды становятся весьма разрушительными для противников и способны довольно быстро выводить их из строя, но в то же время огненное оружие будет почти бесполезно, поджечь врага под проливным дождём нам всё равно не удастся. Мокрых противников намного проще заморозить, на снежных локациях под ногами врагов есть возможность растопить лёд и окунуть их в ледяную воду. Наложив на врага кислотный урон и добавив огоньку, можно спровоцировать сильный взрыв и т.д. Все бои крутятся вокруг этих разнообразных взаимодействий, и не стоит забывать, что к каждому противнику нужен свой подход. Для одних врагов достаточно подобрать необходимую стихию, у других же надо сначала отыскать уязвимые точки, которые они непременно будут пытаться защитить. В дополнение к этому, у нас будет целый арсенал различных устройств: от щита, что способен нивелировать урон нескольких ударов, до гранат, замедляющих объекты в радиусе поражения, или отвлекающих голограмм. Ну и, конечно же, не забываем про классическую прокачку навыков персонажа. Только вот опыт мы получаем не за убийства противников. Встреча с каждым новым видом или растением местной фауны – это повод провести их сканирование, узнать что-то новое и получить ценные сведения (опыт). На локациях обильно разбросаны небольшие кубы, что дают нам “знания”, за счёт которых мы будем получать те самые очки для улучшений Кейт.
What a Long, Weird Journey... / Какое долгое, странное путешествие...
Платиновый кубок в Scars Above довольно прост. От нас потребуется лишь внимательное изучение уровней на предмет модулей прокачки оружия и разбросанных повсюду кубов опыта, ради улучшения всех навыков.
Парадоксально, но обилие гаджетов сильно упрощает сражения. Если в начале игры мы действуем довольно аккуратно, стараясь не подставляться под удары и выжидая удобного момента, то как только получаем в своё распоряжение пару гаджетов и немного улучшаем навыки, задуманная разработчиками напряженная борьба за выживание превращается в лихое уничтожение толп противников. У врагов при этом не остаётся и малейшего шанса. Кривая сложности тут работает очень плохо. Если в самом начале игры она сильно завышена, то спустя пару глав уходит резко вниз. Ещё тут есть система костров, как в Souls-играх. Это большие монолиты, у которых мы можем отдохнуть, восполнить запасы здоровья и патронов, но взамен все враги будут возрождены. Казалось бы, даже несмотря на то, что за сражения мы не получаем какой-либо опыт, смысл в этой системе есть. Патронов, как и аптечек, очень мало, и через пару столкновений мы можем уже оказаться без запасов, а нам необходимо обследовать ещё парочку ответвлений на локации. Только вот с расширением арсенала и способностей все эти проблемы отпадают, а местная фауна уже не может представлять для нас значительную угрозу. Противники выглядят интересно и с некоторой изюминкой, но вот видов врагов катастрофически мало, а особо любопытные экземпляры появляются только под самый финал. Качество боссов тоже сильно скачет. Если первые два – это уникальные противники, каждый со своей механикой, то последние – мало чем примечательные индивидуумы, одного из которых можно попросту назвать рескином рядового врага.
С визуальным дизайном в игре вообще всё довольно хорошо. Локации интересные и запоминающиеся. Несмотря на множество разных ответвлений и отсутствие карты, заблудиться будет трудно, и это приятный момент. Отсутствие навигации – хорошее решение, это заставляет нас внимательнее исследовать местность и находить множество новых проходов, а там нас почти всегда ожидает награда в виде кубов опыта или модификаций для оружия. Исследование тут однозначно вознаграждает. Радует и игра актрисы озвучания, только, к сожалению, довольно скупая лицевая анимация героини не способна полностью передать весь спектр необходимых эмоций. Казалось бы, подобный ворох проблем в виде резкого снижения сложности во второй половине игры, малого разнообразия противников и не слишком вовлекающего сюжета должен разочаровать, но тут внезапно на выручку проекту приходит его продолжительность. Scars Above – игра совсем небольшая. Даже полностью исследуя все закоулки этого мира, мы можем завершить прохождение всего за шесть часов. За столь небольшое время проблемы, которые однозначно бы бросались в глаза на большой дистанции, мы успеваем лишь подметить. Возможно, разработчики сами понимали все шероховатости, поэтому не стали пытаться растягивать прохождение, что в общем-то спасает проект.
Scars Above – игра противоречий. Она способна предложить интересную боевую систему через взаимодействие стихийного оружия и окружения, а также значительный арсенал приспособлений. Однако всё это разрушает баланс, из-за чего местные противники к середине игры перестают представлять для нас какую-либо угрозу, хоть с ними всё ещё интересно сражаться. Сюжетная составляющая слабая, как и мотивация главной героини, но при этом научная сторона Кейт показана очень хорошо, и за её комментариями, когда она открывает что-то новое, интересно наблюдать. Scars Above как проект B-класса полностью оправдывает свой статус. Не стоит ждать от него заоблачных высот в каком-либо аспекте, но при этом он способен предложить несколько удачных идей, а его недостатки не так сильно заметны из-за небольшой продолжительности.70