Психотерапевтические истории Ирвина Ялома - это кладезь философии, мудрости, терапевтических приемов, практики работы, самораскрытия и самоиронии автора.
Они полны любви к людям, эмпатии, ответственности за их исцеление, но они показывают, что всемирно известному и признанному психотерапевту присущи были самокритичность, сомнения, пытливость, живость ума, восприимчивость.
И то, как Ялом строил терапевтические отношения со своими пациентами, вел с ними работу на сессиях, и как обдумывал ее результаты после них – это тоже своего рода школа, в которой можно учиться «заочно», вдумчиво читая и анализируя его работы.
В историях Ялома нет никакого «застывшего академизма», всегда есть жизнь, живой отклик, эмоции - в том числе и поэтому его произведения так интересно читать не только психологам, но и просто читателям.
Сегодня хочу написать о психотерапевтической истории «Если бы насилие было разрешено», которую Ирвин Ялом заканчивает такими словами:
А мне он преподнес свой главный дар незадолго до смерти, и это был окончательный ответ на вопрос, стоит ли заниматься терапией со смертельно больными людьми. Когда я навещал его в госпитале, Карлос был так слаб, что почти не мог двигаться, но он поднял голову, пожал мне руку и прошептал: «Спасибо. Спасибо, что спасли мою жизнь!»
Трудно себе представить, что на самом деле значили эти слова для доктора Ялома. Но давайте попробуем разобраться в этом вместе?
Ведь начинал он работу с безнадежно больным пациентом Карлосом, тело которого было уже почти съедено лимфомой, и жить которому оставалось считанные месяцы, а он продолжал и перед лицом смерти был неисправимым циником. Он был человеком, у которого не было ни родителей, ни друзей. Последний островок его отношений - это его дети, 17-ти лет, сын и дочь, которыми он очень дорожил.
Еще несколько ярких штрихов к портрету героя цитатами автора:
Он был женат очень недолго и не имел других серьезных отношений с женщинами. «Надо быть идиотом, чтобы спать с одной женщиной больше одного раза!» Цель его жизни, сказал он без тени смущения, – в том, чтобы перепробовать как можно больше разных женщин.
Он всегда охотился за женщинами и говорил о них в крайне оскорбительных и сексуализированных выражениях
Ялом откровенно пишет о том, что поведение Карлоса не раз вызывало у него неприятие и отторжение. Например, его провокационные вопросы на терапевтической группе в отношении двух женщин, которые рассказывали о том, как они были изнасилованы, и почувствовали в его вопросах вовсе не сочувствие, а нездоровый интерес, смакование подробностей и даже получение сексуального удовлетворения с его стороны…Вот что Карлос ответил доктору Ялому на его попытки вызвать у него сочувствие к этим женщинам:
Я скажу Вам правду: если бы насилие было разрешено законом, я бы совершал его – по крайней мере, время от времени. Карлос посмотрел на меня с самодовольной ухмылкой.
Важным этапом работы был анализ сна Карлоса, в результате которого тот сделал вывод:
Ты получаешь то, чего заслуживаешь, в зависимости от того, что ты делал и как жил в этой жизни. Ты можешь двигаться либо вверх, либо вниз.
Теперь он понял, к чему я вел этот разговор, и покрылся испариной. Его дремучий цинизм и грубость всегда шокировали собеседников, но теперь была его очередь быть шокированным. Я затронул его самые чувствительные струны: любовь к детям и веру в реинкарнацию.
Далее Ирвин Ялом пишет:
Я собрался было читать проповедь о том, что во всех религиях считается правильной жизнью – любовь, великодушие, забота, благородные мысли, добрые дела, милосердие, – но все это не понадобилось.
Карлос дал мне понять, что я добился своего: он сказал, что ошеломлен, что для одного раза этого слишком много. Он хочет подумать обо всем этом в течение недели.
После чего Карлос стал кардинально меняться. На следующей сессии он с гордостью заявил доктору Ялому о двух своих важных открытиях, которые он даже дал названия: «У всех есть сердце» и «Мои ботинки – это не я сам».
Он рассказал о том, что теперь, когда женщины из группы делились своими переживаниями, он проникся к ним искренним сочувствием и увидел, как наяву, их темно-красные пульсирующие сердца.
Карлос сказал:
Раньше я всегда представлял себе женщин восседающими на горе Олимп, разглядывающими выстроившихся перед ними мужчин и сортирующими их по принципу: этот подходит для моей спальни, а этот – нет.Всю неделю я видел бьющиеся сердца у каждого, и я сказал себе: «У каждого есть сердце, у каждого». Я видел сердце в каждом – в уродливом горбуне, который работает в регистратуре, в ворчливой старухе, даже в мужчинах, с которыми я работаю!
Второе открытие, которые сделал Карлос, называлось: «Мои ботинки это не я сам».
Оно возникло в ответ на предложение доктора Ялома различать основную суть его личности и ее второстепенные свойства, и растождествляться с этими второстепенными частями.
Карлоса очень вдохновила эта идея. Она не только объясняла ему самому его агрессивное поведение в группе, на работе, но он смог распространить эту модель «разотождествления» и на свое тело. Другими словами, хотя его тело и находилось в опасности, он сам, его сущность, оставалась незатронутой.
Доктор Ялом нашел и подход к осознанию Карлосом того, что насилие, которое он мысленно себе разрешал, на самом деле опасное и отвратительное явление. И сделал он это, задав Карлосу следующие вопросы:
«Хорошо, Карлос, давайте рассмотрим то идеальное общество, которое Вы вообразили себе и которое отстаиваете, – общество легализованного насилия. Теперь задумайтесь на минуту о своей дочери. Как бы она чувствовала себя, живя в обществе, где могла бы стать жертвой узаконенного насилия, легкой добычей любого козла, которому взбрело бы в его рогатую голову взять силой семнадцатилетнюю девочку?»
Карлос перестал ухмыляться, содрогнулся и ответил, что не хотел бы такого для своей дочери и что хотел бы, чтобы у нее был любящий муж.
Но как это может осуществиться, если ее отец защищает мир насилия? - парировал доктор Ялом - Если Вы хотите, чтобы она жила в мире любви, то Ваша задача – построить этот мир, и начать Вы должны со своего собственного поведения. Вы не можете не подчиняться своим собственным законам – это основа любой этической системы.
Тон нашего разговора изменился. Больше не было ни перепалок, ни грубости. Он стал крайне серьезным. Я чувствовал себя, скорее, не терапевтом, а преподавателем философии или теологии, но я знал, что это правильный путь.
В последние месяцы своей жизни Карлос вел группу взаимопомощи для больных онкологией (подшучивая, что будет «конечной остановкой» этого маршрута), а также группу развития отношений при одной из церквей.
Дети, обнаружив такие разительные перемены в отце, переехали жить к нему. И он еще успел побыть для них все оставшееся ему время прекрасным отцом.
Приведу еще одну цитату Ирвина Ялома:
Мне всегда казалось, что то, как человек встречает смерть, в огромной степени зависит от модели, заложенной родителями. Последний дар родителей своим детям – это урок принятия собственной смерти.И Карлос дал своим детям необычайный урок смирения. Его смерть не была окутана мрачной тайной. До самого конца он и его дети были откровенны друг с другом относительно его болезни и вместе шутили над его манерой пыхтеть, косить глазами и морщить губы, когда он произносил слово «лимфо-о-о-ома».
Вот таким образом доктору Ялому удалось спасти жизнь человека, несмотря на то, что он умер…И это было благое дело и для Карлоса, и для его детей, и для участников групп, которые посещал или вел герой этой истории, и который смог прозреть и найти свою настоящую жизнь на ее последнем вираже, перед лицом смерти. И для самого Ирвина Ялома, конечно...
На консультацию можно записаться через личное сообщение на сайте, sms по телефону +7 916 158 13 08 (Whats App, Telegram, Viber). Работаю онлайн по всему миру. Уже помогла многим. Буду рада и вам помочь!
Автор: Ольга Кеслер
Психолог, Карьерный коуч
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru