Иисус изображается как младенец в яслях… мальчик, выросший в Назарете… харизматичный проповедник, послушать которого собирались тысячи… целитель, избавлявший от многих болезней и изгонявший бесов… друг грешников и муж скорбей… добрый и сострадательный Спаситель… принявший смерть на кресте, погребенный и затем воскресший из мертвых… Сын Божий, вознесшийся к Отцу. Этот же самый Иисус вернется – и будет судить мир!
ХРИСТОС БУДЕТ СУДЬЕЙ
В Ин. 12:46-48 Иисус как будто бы отрицает, что Он будет судить мир:
«Я как свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме. И если кто услышит Мои слова и не поверит, Я не сужу его, ибо Я пришел не судить мир, но спасти мир. Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день».
Однако сразу после заявления «Я пришел не судить мир» Иисус продолжает мысль, утверждая, что людей будет судить слово, которое Он говорил. Очевидно, смысл сказанного Иисусом следующий: «Я пришел в мир не осудить мир. Я пришел спасти мир; но людей, отвергающих Меня и Мое слово, будет судить это слово». Мы знаем, что Иисус не имел в виду, что Он не будет принимать участия в суде над человечеством, потому что в другом месте Он сказал: «Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну» (Ин. 5:22).
Другие новозаветные авторы и евангелисты говорили, что Христос будет нашим судьей. Павел писал: «Итак, заклинаю тебя пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом, Который будет судить живых и мертвых, явлением Его и Царством Его: проповедуй слово» (2 Тим. 4:1, 2). Во 2 Кор. 5:10 Он говорит о «судилище Христовом».
Согласно Деян. 17:30, 31, Павел сказал жителям Афин: «Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться, ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную посредством предопределенного Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых».
Особый интерес представляют слова Иисуса в Мф. 25:31-46:
«Когда же придет Сын Человеческий во славе Своей и все святые ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: "Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне". Тогда праведники скажут Ему в ответ: "Господи! Когда мы видели Тебя алчущим и накормили? Или жаждущим – и напоили? Когда мы видели Тебя странником и приняли? Или нагим – и одели? Когда мы видели Тебя больным или в темнице и пришли к Тебе?" И Царь скажет им в ответ: "Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из этих братьев Моих меньших, то сделали Мне". Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: "Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный дьяволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня". Тогда и они скажут Ему в ответ: "Господи! Когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице и не послужили Тебе?" Тогда скажет им в ответ: "Истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из этих меньших, то не сделали Мне". И пойдут эти в муку вечную, а праведники – в жизнь вечную».
Любой честный человек, читающий эти отрывки, должен прийти к выводу, что в последний великий день, когда Иисус Христос вернется, Он будет судить мир!
ХРИСТОС БУДЕТ СУДИТЬ ВСЕХ ЛЮДЕЙ
Иисус сказал, что, когда Он вернется, «соберутся пред Ним все народы» (Мф. 25:32). Описывая суд в Откровении, Иоанн говорит: «увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом» (Отк. 20:12). Павел пишет: «ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждом у получить соответственно тому, что он делал, живя в теле: доброе или худое» (2 Кор. 5:10).
По Его словам
Люди будут судимы по словам Христа (Ин. 12:48). В судный день, как описывает Иоанн в Отк. 20, «книги раскрыты были» (20:12). Одной из книг, которая будет открыта в тот день, когда люди нашей эры соберутся на суд, будет Новый Завет. Каждого из нас будет судить то, чему учит Библия, – не наши взгляды или предпочтения, не предпочтения других и не правила какой-либо церкви или человеческие законы. Поэтому необходимо убедиться, что мы исполняем волю Христа, а не людские предания и традиции!
По нашим делам
Библия также утверждает, что в основу суда будут положены дела людей. В Отк. 20:12, 13 сказано:
«И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими. Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим».
В день суда каждый человек получит «соответственно тому, что он делал, живя в теле: доброе или худое» (2 Кор. 5:10). Иллюстрация, предложенная Иисусом, указывает, что суд будет основываться на делах человека: накормил ли он голодных, одел ли нагих и заботился ли о больных.
Все будут судимы одинаково. «Бог нелицеприятен» (Деян. 10:34), и в день суда лицеприятия не будет. С малых и великих спросится по одному критерию! Если вы по какой-то причине думаете, что вы такой «особенный», что для спасения вам не нужно делать того, что должны делать все другие, то вам необходимо еще раз подумать!
Сегодня некоторые верят, что наше поведение не имеет значения – что для Христа важно лишь то, верим мы в Него или нет. Истина же такова, что наши поступки, наши дела имеют значение! Мы будем судимы не просто по нашей вере, но также и по нашим делам!
Таким образом, основу суда составляет то, чему Христос учил, как это открыто в Новом Завете, а также то, что мы делали. Как эти два критерия связаны друг с другом? Ответ очевиден: то, что делали мы, будет сравниваться с тем, чему учит Новый Завет. Если мы не повиновались учениям Христа, тогда мы услышим страшные слова: «Отойдите от Меня…» (Мф. 7:23; 25:41; Лк. 13:27).
СУД ХРИСТА ЗАВЕРШИТСЯ НАГРАДОЙ ИЛИ НАКАЗАНИЕМ
Согласно Мф. 25, в судный день некоторым будет сказано: «Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (ст. 34). Другим же Царь будет вынужден сказать: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный дьяволу и ангелам его» (ст. 41). Иисус пояснил, что «проклятые» «пойдут… в муку вечную, а праведники – в жизнь вечную» (ст. 46). Таким образом, результатом суда будет либо вечное наказание, либо вечная жизнь!
Сцена суда в Отк. 20 заканчивается так: «кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное», которое есть «смерть вторая» (Отк. 20:14, 15). В судный день имена некоторых будут найдены в «книге жизни», и им, соответственно, будет дарована вечная жизнь. А все остальные будут брошены в «озеро огненное», вторую смерть, — место, которое называется «ад»!
Эти два следствия суда соответствуют двум причинам возвращения Христа. С одной стороны, в Евр. 9:28 сказано, что Христос «во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение». А с другой стороны, Он принесет погибель тем, кто отверг Его спасение. Павел пишет:
«…явление Господа Иисуса с неба, с ангелами силы Его, в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа, которые подвергнутся наказанию, вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества Его» (2 Фес. 1:7-9).
В Евр. 9:28 говорится, что Христос вернется, чтобы спасти, а 2 Фес. 1:7-9 утверждает, что Христос вернется, чтобы уничтожить. Для чего же все-таки придет Христос, для спасения или для погибели? Конечно, ответ – «и для того и для другого!» Повиновавшиеся Ему будут с нетерпением ожидать Его возвращения и спасутся. А непокорные и неверующие по Его возвращении навечно погибнут. Результаты Его второго пришествия и результаты Его суда будут одинаковыми: некоторые будут навечно спасены, а другие навсегда погибнут!
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Об Иисусе мы должны думать не только как о любящем, сострадательном, прощающем Спасителе, но и как о нашем судье! Когда Иисус стоял перед Пилатом, Его судили, но когда Он вернется, судьей будет Он. Уже Он будет судить Пилата, осудивших Его иудеев и всех других! Сегодня Иисус стоит у дверей и стучит (Отк. 3:20), прося впустить Его в наши сердца. В тот день, когда Он будет судить мир, Он не будет спрашивать разрешения войти. Тогда Он будет говорить нам, куда идти – либо на небеса, либо в ад!
Чем закончится суд над вами? Что вам скажет Судья Христос, когда вы предстанете перед Ним? Ваш приговор решается сегодня. Если у вас добрые дела, если вы повинуетесь слову Христа, то по Божьей благодати вы можете надеяться на благоприятный вердикт. А если вы непокорны, если не веруете, если ваши дела злы или вы не делаете того, что требует Христос, то ждите, что Судья Христос скажет вам: «Идите от Меня… в огонь вечный»!
Если, основываясь на вашем сегодняшнем образе жизни, трагическим результатом вашего суда может быть второй сценарий, то вы еще можете изменить свою судьбу, если обратитесь к Христу. Хотя дела и играют свою роль в определении вечной участи, добрые дела не могут компенсировать грехи. Только кровь Христа уничтожает грехи и делает спасение людей возможным. Чтобы спастись Его кровью, вы должны обратиться к Нему в вере и послушании. «Веруй в Господа Иисуса Христа» (Деян. 16:31), после чего «крестись и омой грехи твои» (Деян. 22:16) в крови Иисуса Христа! И затем вы будете спасены благодатью. Тогда вам нечего будет бояться грядущего суда; вы сможете смело ожидать возвращения Христа для спасения тех, кто готов пойти домой, чтобы пребывать с Ним!