В процессе обсуждения русских слов на букву «А» в статье о сказочных птицах всплыло одно очень интересное слово: «Алатырь». Таинственный «бел-горюч камень» из русского фольклора. Мало того что он на букву «А», а это уже необычно для русской лексики, так ещё, согласно русским преданиям и сказкам, «всем камням камень», считается лечебным и обладает массой волшебных свойств. Всё это привело к тому, что таинственный Алатырь объявили сакральным объектом культового поклонения древних славян, чуть ли не горой Меру из ведических мифов. Вот я и решила разобраться, что это за камень такой, почему он так называется и откуда появился в русском фольклоре.
Истоки легенды о бел-горюч камне Алатыре
Итак, откуда он взялся? Первые письменные упоминания об Алатыре встречаются в «Голубиной книге». Это сборник духовных стихов, типа своеобразной популярной энциклопедии, где в форме вопросов и ответов рассказывается о космогонии (происхождении и устройстве мира), причем не древнеславянской, а, скорее, народно-православной. Это не удивительно, так как самые ранние списки «Голубиной книги» относятся к концу XV — началу XVI века. Возможно, в устной традиции она существовала и раньше, но точно оформилась в эпоху полного признания православного христианства. Вот один из первых стихов в этой книги:
«Начинался бел свет от Святa Духa, / От Святa Духa, Самого Христа, / Самого Христа, Царя Небёсного. / Солнце красное от лица Божья, / Млад светёл месяц от грудей Божьих, / звезды частыя - оны от риз Божьих, / зори светлыя от очей Божьих, / Самого Христа, Царя Небёсного».
Существует более 20 вариантов «Голубиной книги», но различия незначительные, и весь текст примерно такой же. То есть ни о каком дохристианском язычестве речи быть не может. А вот и стих об Алатыре. И в наиболее старых списках книги его название звучит именно так:
«Белый латырь-камень всем камням мати. На белом латыре на камени Беседовал да опочив держал Сам Исус Христос, Царь Небесный, С двунадесяти со апостолам, С двунадесяти со учителям. Утвердил он веру на камени, Распущал он книгу Голубиную По всей земле, по всенныя,- Потому латырь-камень всем камням мати».
Встречается Алатырь в народных сказках и притчах, но тоже сравнительно позднего времени. Вот отрывок из сказа, записанного русским этнографом и историком XIX века Н. Надежиным:
«Среди моря синяго лежит латырь-камень; идут по морю много корабельщиков, у того камня останавливаются; они берут много с него снадобья, посылают по всему свету белому. Потому Латырь-море морям отец, Потому Латырь-камень каменям отец!» (Из сборника «Русская беседа» — 1857. — Т. 4.— Кн. 8. С. 35)
А ещё Алатырь часто упоминается в различных заговорах, в том числе от зубной боли, от других недугов. Вот пример одного такого заговора:
«С-под камешка, с-под белого латыря протекли реки, реки быстрые по всей земле, по всей вселенную — всему миру на исцеление, всему миру на пропитание…»
Из этих цитат отчётливо видны две вещи.
- Во-первых, связь образа с уже устоявшейся христианской культурой. Хотя я не исключаю, что образ мог просто встроиться, адаптироваться, как многие образы и персонажи древнеславянских мифов. Но тут есть ещё одно обстоятельство: ни в одном письменном источнике раньше XV века слово «Алатырь» не встречается.
- Во-вторых, вы обратили внимание на форму названия камня — латырь. Именно так он писался в наиболее старых списках «Голубиной книги» и так звучал в записанных в первой половине XIX века заговорах и сказаниях. Но в поздних уже печатных версиях «Голубиной книги» название камня часто (но не всегда) пишется как «Алатырь».
Это к вопросу о языческой древности образа и о сакральности буквы «А», с которой начинается названия камня. Теперь попробуем разобраться, что же это такое.
Что такое Алатырь бел-горюч камень
Если вернуться к «Голубиной книге», то в ней рассказывается о многих знаковых для русского православного мировоззрения вещах: горах, озёрах, морях, деревьях. Но все эти объекты конкретные, например: «Иордань-река всем рекам мати». «Фавор-гора всем горам мати». Дерево – это кипарис, озеро — Ильмень, море — Океан, трава — плакун, кит — «всем рыбам мати» и т. д. Вот только с Алатырем непонятно.
Версий сущности этого фольклорного «персонажа» много. Я упомяну только три, на мой взгляд, самые распространённые.
Место силы, священная гора предков индоевропейцев
Эта версия весьма распространена у творцов современных псевдославянских мифов. В качестве конкретной географической привязки называют и Урал, и Алтай (тут и названия схожи), и даже Эльбрус. Ну и ещё гору Меру из ведической индоиранской мифологии тоже указывают.
Урал и Алтай, на мой взгляд, явно не соответствуют признакам бел-горючего камня. Эльбрус соответствует, особенно если учесть, что это древний вулкан с заснеженными вершинами, но как-то он в стороне от центров славянской культуры, а в древности был ещё дальше. Ну, о том, что на нём сидел Христос, я не говорю. Это просто поэтический образ, который нельзя понимать буквально.
В «Голубиной книге» говорится о вполне конкретных реках и озёрах, даже уточняется, где они находятся. Есть такое уточнение и в отношение Алатыря-латыря. Находится этот камень на острове Буяне. А он традиционно (опять же в русских сказах и мифах) располагался в Балтийском море. Предположительно, это остров Рюген. Но там никаких гор нет, хотя камней в прошлом было, видимо, достаточно.
То есть мифическая версия интересна, эпичная, но ничего не проясняет.
Алатырь — это алтарь
Созвучие тут есть, сакральность тоже. Даже факт горючести можно объяснить обычаем возжигать на алтаре священный огонь. Если учесть, что с точки зрения историков и археологов, на острове Рюген в дохристианские времена мог находиться крупный славянский храм или капище, то всё сходиться. Так значит, Алатырь — это алтарь, алтарный камень в древнем храме? Вроде бы логично, но есть несостыковки.
- Как алтарь в языческом храме попал в православные духовные стихи? Тем более, существовал он на 800 лет ранее появления «Голубиной книги».
- Что делать с начальной буквой «А», которая отсутствовала в более старых списках и сказаниях, а потом то появляется, то исчезает как несущественная?
- С происхождением «Алатыря» от «алтаря» не согласны и лингвисты, так как буква «а», появляющаяся в середине противоречит законам словообразования.
Третья версия мне нравится больше всего, хоть и она не раскрывает полностью тайны Алатыря. Более того, загадывает ещё одну загадку.
Янтарная версия
Алатырь — это янтарь? С чего бы это? На первый взгляд версия странная, непонятно чем обоснованная. Ну, кроме, отдалённого созвучия. Но это только на первый взгляд. Смотрите.
- Латырь, в некоторых заговорах встречается ещё и как латырский камень. Ничего название не напоминает? Где у нас латыри-латыши живут?
- Сказания размещают Алатырь-латырь на острове, который по преданию находится на Балтийском море. Там и сейчас добывают янтарь в больших количествах.
- Он горючий. Какой ещё камень, кроме янтаря, может гореть? Только уголь, но он тут явно не подходит. В немецком языке янтарь так и называется Bernstein – «горящий камень».
- Лечебные качества янтаря тоже давно известны.
- Этот яркий камень у многих народов связан с солнечными богами, со светом и добром.
Вроде бы все признаки совпадают, кроме двух. Во-первых, судя по сказаниям, камушек-то не маленький. Хотя указывается, что он может быть и мал, и велик. Может, это просто художественное преувеличение или неверное убеждение в том, что привозимый купцами янтарь — это только осколки большого камня?
Во-вторых, более существенное «но». Алатырь— бел-горюч камень, а белый янтарь, хоть и встречается, но крайне редко, чтобы именно эту характеристику указали для обозначения Алатыря. К тому же такой янтарь больше не белый, а кремовый с бежевыми прожилками. Тогда как настоящий, чистый белый цвет у многих народов считался сакральным. И здесь мы сталкиваемся с ещё одной лингвистической загадкой — происхождением слова «белый». Я уже писала как-то, что с ним не всё просто. И когда-то это слово обозначало не цвет, а качество. И значение его было чистый, сияющий, яркий, недаром происходит слово «белый» от древнего индоарийского корня bhe — сияющий, светлый. И это уже янтарю вполне подходит.
А ведь есть ещё и зверёк белка, которая совсем не белая, а огненно-рыжая, как огонёк, мелькающая в еловых ветках. И о ее названии стоит поговорить отдельно.
Так что, я за янтарную версию. Она, мне кажется, больше всего подходит.
Да, есть ещё в Чувашии город Алатырь, но он происходит от одноимённой реки. А по-чувашски эта река называется Улатӑр. Поэтому здесь просто название так «обрусело», заменившись на знакомое слово. Что случается часто.