Найти тему
Artemisia Studio

Общая характеристика зрелого модернизма.

Зрелый модернизм – это группа близких друг к другу направлений, в которых принципы модернизма начали проявлять себя с достаточной ясностью и чистотой. Эксперименты авангардного искусства начала XX века вошли в плоть и кровь формирующегося модернизма и послужили той питательной почвой, на которой вырос основной графический язык XX столетия.

В отличие от раннего модернизма, наследующего – в лице Венских мастерских – рукотворную добротность и проработанность изделий движения «Искусства и ремёсла», а также сильную связь с рисованной изобразительностью плакатстиля, зрелый модернизм начинает оперировать неким универсальным языком пространственных отношений («конструкций», физических или мысленных), логика которых призвана выразить сущность изделия, понимаемую как его функцию, роль в жизни человека. Трёхмерная конструкция, например, в стула выявляет её сущность «средства сидения». Конструкция в печатной продукции, например, в брошюре выявляет её функцию «сообщения информации». Отсюда, форма проектируемой вещи – это буквально оболочка функции: лицо «опоры» (стул) или лицо логики структурирования информации (брошюра).

В связи с тем, что на первый план для дизайнера выходит пространственно-логические отношения, в зрелом модернизме едва ли есть рисованные изображения, поскольку рисунок всегда больше говорит о предметах и их свойствах, чем о пространстве и связях предметов друг с другом. Кроме того, рисованное изображение всегда несёт на себе печать индивидуального видения автора, а новая эпоха интересовалась больше надындивидуальным, глобальным, чем частным. Поэтому, в частности, главным средством показа вещей и событий окружающего мира становится «объективная» фотография, никак не приукрашивающая и не изменяющая реальную внешность вещей.

Л.М.Лисицкий в 1928 г. сформулировал пять основных качеств современных вещей (т.е. сделанных в ключе модернизма):

«1. Они [вещи – прим. моё] представляют самих себя, а не изображают что-то совсем другое. Они честны.

2. Глаз воспринимает их как целое, не блуждая и не застревая в путанице формы. Они чётки.

3. Они просты не от нищеты оформляющей энергии, изобретательской фантазии, а от богатства, стремящегося к лаконизму. Они элементарны.

4. Их форма в целом и деталях может быть построена циркулем и линейкой. Они геометричны.

5. Их оформляла рука человека посредством обрабатывающей части современной машины. Они индустриальны».

-2

Понравилась статья?

Лайк и подписка будут поддержкой развития нашего канала🎨