Известно, что в основе американской сферы ракетостроения, лежала база знаний и опыта немецкого ученого и конструктора Вернера фон Брауна. Весной 1945 года фон Браун сдался американским войскам, а после переехал за океан со всеми своими наработками. С ним также должен был отправится его главный помощник Гельмут Греттруп, который также работал над созданием ракеты ФАУ-2. В этой статье мы хотим рассказать о том, что разрабатывалось в советском НИИ-88, где работал один из лучших немецких конструкторов.
Двум медведям будет тесно в одной берлоге
Немецкие наработки в области ракетостроения, представляли особый интерес, как для США, так и для Советского Союза. А потому «охота» за специалистами, которые участвовали в разработках немецких ракет, началась еще задолго до подписания акта о капитуляции Германии. Нужно признать, что в данной «охоте» безусловно выиграли американцы, которые успели вывезти фон Брауна и Греттрупа в свою зону оккупации. Стоит заметить, что часть конструкторов попали и в руки советской стороны, однако не столь высокого уровня.
Но в один из дней, на советскую агентуру вышла жена Греттрупа, которая сообщила о том, что её муж выразил желание работать на Советский Союз. По словам супруги немецкого конструктора, Гельмут Греттруп считал, что двум медведям будет тесно в одной берлоге. В обмен на свое согласие, немецкий конструктор потребовал абсолютную свободу. Власти СССР согласились на выставленные немецким ученым условия. Вскоре Гельмут Греттруп был доставлен на остров Городомля, который располагался на озере Селигер.
Специальное НИИ, которым руководил Королев
В конце весны 1946 года на этом острове было создано специальное НИИ-88, которым руководил Сергей Королев. Группа ученых, под руководством Греттрупа, в которую входили не только 170 немецких инженера, но и советские ученые, получила задание разработать на базе НИИ-88, аналог немецкой ракеты «Фау-2».
Осенью 1947 года на полигоне Капустин Яр были проведены успешные испытания созданной под руководством немецкого конструктора ракеты. А уже в 1948 году началась работа над более масштабным проектом – литера «Г». Гельмут Греттруп принимал в разработке проекта непосредственное участие, а с его помощью были созданы первые советские баллистические ракеты, а несколько позже и крылатые ракеты «Г-5».
Параллельно с этим, шла разработка советских ракет «Р». Разработкой руководил Сергей Королев, который успешно сумел совместить как немецкие, так и советские разработки в одном проекте. В 1950 году было принято решение о ликвидации секретного «НИИ-88», в связи с отсутствием необходимости существования данного института.
В 1953 году немецкие ученые были отправлены в Западную Германию. Уже в скором времени американские власти попытались завербовать Гельмута Греттрупа, однако его жена отказалась переезжать за океан. Греттруп больше никогда не занимался разработкой ракет, а в основном работал в области информационных технологий.