Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Анализ диссоциативного континуума в рамках «нормальных» проявлений.

Дабы не пугать своих читателей двумя страшными терминами в заголовке, предлагаю с самого начала дать определение, что же подразумевается под «диссоциативным», и что такое «континуум». Под континуумом в психологии подразумевают связанную совокупность каких-либо процессов, которую мы будем использовать для описания феноменов. Что же касается диссоциации, то с определением этого термина необходимо копнуть немного глубже. Существует множество определений этого термина. Одним из таких является следующее: Диссоциация – разведение, разобщение связей, представляющее бессознательный процесс, разделяющий мышление (или психические процессы в целом) на отдельные составляющие, что ведет к нарушению обычных взаимосвязей. Также стоит добавить, что по другому определению диссоциацию рассматривают как защитный процесс, при котором два или более психических процесса сосуществуют, не будучи связанными или интегрированными друг с другом.

После такого определения, волей-неволей закрадывается мысль, не идет ли речь про симптомы шизофрении? Ведь и в том, и в другом случае будет наблюдаться расщепление. Тут, однако, нужно сразу уточнить, что если говорить метафорично, то в случае диссоциации, расщепление происходит на отдельные «автономные части» целого механизма психики, в то время как при шизофрении эти «части» расщепляются на еще более мелкие составные элементы. Хоть данная метафора демонстрирует масштаб воздействия, однако многие симптомы, даже при таком разграничении будут все равно входить в шизофренический симптокомплек, поэтому однозначно четкой границы провести не получится.

Возвращаясь к названию статьи, важно сказать, что у диссоциативного континуума имеются два крайних положения. На одном конце будут располагаться «тяжелые» проявления диссоциативной патологии (диссоциативное расстройство идентичности, амнезии, фуги, посттравматические синдромы), на другом - «нормальные» проявления. В рамках данной статьи, я предлагаю разобрать, для начала, «нормальные» проявления.

​Один из самых интересных вопросов, который можно задать в случае диссоциативного расстройства (как тяжелых, так и «нормальных» проявлений), это вопрос о причинах и, самое главное, функциях данного феномена психики.

Одной из наиболее подтверждаемых гипотез на этот счет, является наличие перенесенной в детстве психической травмы, сексуального насилия, а также пост травматического стрессового расстройства. Говоря простыми словами, в результате диссоциации, происходит как бы «отделение» травмированной части психики. В дальнейшем, из-за невозможности гармоничного сосуществования со здоровой частью, травмирующая часть начинает жить «своей собственной жизнью» в самых разнообразных проявлениях. У этих проявлений есть свои признаки, которые хорошо описал Арнольд Людвиг в 1983 году. Он выделил следующие характеристики, которые присущи диссоциативным состояниям:

- нарушение восприятия;
- нарушение чувства времени;
- высокая гипнабельность;
- изменение мышления с доминированием архаических форм;
- нарушение потери контроля над собственным поведением;
- изменение эмоциональной выраженности;
- изменение образа телесности;
- чувство регрессии;
- изменения значимости и смыслов событий из прошлого.

Данные характеристики будут присущи как для «нормальных», так и для тяжелых форм проявлений диссоциативной патологии.
​Рассматривая когорту «относительной нормы», сюда можно отнести следующие виды диссоциативных феноменов:

1) Рассеянность. Данное состояние будет характеризоваться отсутствием четкого внимания на чем-то, человек как будто летает где-то в облаках, или же смотрит как будто «сквозь тебя» пустым взглядом. Человек как бы и тут, и не тут одновременно.

2) Тотальное поглощение чем-либо (абсорбция). Данное состояние можно охарактеризовать однонаправленностью сознания с его вниманием и деятельностью. Данное проявление, помимо узкого объема внимания, может рождать необычное состояния сознания. Происходит некое слияние с объектом наслаждения и тем, что поглощает сознание. Одним из ярких жизненных примеров будет являться момент получения сексуального оргазма, когда мир фактически «схлопывается» до секунд, проведенных в экстазе. Именно этот момент «слияния» и растворения собственного «Я», будет отличать это состояние от простой концентрации внимания, где также присущ когнитивный элемент переработки информации за счёт разделения с объектом внимания.

3) Одержимость. Данное состояние можно дифференцировать (разделить) по двум признакам. Первый - это когда присутствует амнезия эпизода одержимости. Для нее характерна полная потеря своего «Я», как будто человеком овладевает неподвластная ей сущность. Второй признак - это отсутствие амнезии, человек помнит о происходящем, однако его не покидает ощущение борьбы с потусторонней силой, которая хочет им овладеть. По приведенному выше описанию, данные признаки можно наблюдать в ходе религиозных обрядов и церемоний, шаманских инициаций. Исходя из этого, возникает логичный вопрос: а где проходит грань между нормой и патологией этих проявлений? В данном случае, резонно будет опираться на наличие и признание культурно приемлемых переживаний одержимостью, которые будут отличать их от крайних форм патологии, находящейся на другом конце.

4) Околосмертные переживания. К данной группе переживаний также относятся состояния «выхода из тела», которые могут быть обусловлены практикой физической релаксации, медитативных упражнений. Говоря о причинах данного состояний, можно придерживаться гипотезы, что они имеют галлюцинаторную природу в своей основе. В крайней форме, данные проявления могут являться симптомами тяжелых диссоциативных расстройств, таких как деперсонализация и множественное расстройство идентичности.

5) Сомнамбулизм. Характеризуется наличием повторяющихся эпизодов (два и более), где происходит покидание постели в процессе сна, с демонстрацией автоматических не осмысляемых моторных актов. Как правило, данный эпизод при пробуждении забывается. Человек, находящийся в таком состоянии, практически не реагирует на происходящее вокруг, его сложно разбудить и войти с ним в контакт.

6) Трансовые и гипноидные состояния. Данные состояния имеют непосредственное отношение к стрессовым ситуациям и являются острой защитной реакцией. По своему принципу, они защищают от действий сильных подавленных аффектов, носящих травмирующий (в виде воспоминаний) или сексуальный характер. Для данных состояний присуще сужение сознания, утрата чувства собственной идентичности, наличие повторяющегося репертуара речи и движений. Для субъекта данные проявления несут непроизвольный и нежелательный характер.

​Не стоит забывать, что все из перечисленных шести состояний выше, могут встречаться как в виде самостоятельных особенностей личности и симптомов, лежащих в плоскости «нормальных» проявлений, так и являться частью более крупных синдромов и расстройств личности, находящихся на противоположной стороне «тяжелых» форм диссоциативного континуума.

Спасибо Вам, дорогие читатели, что ставите «Сказать спасибо» под данной статьей и комментируете. Для меня важен каждый ваш отклик и мнение!

Автор: Соболев Михаил Никитович
Психолог, Клинический психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru