Вахтинское шоссе не заканчивается в Вахтине. Дорога бежит дальше на запад и следующий крупный населённый пункт на ней - село Спас.
Раньше это было село Фоминское. Вероятно принадлежало ярославским князьям Фоминским, от которых и унаследовало своё название. Концовка -ское и основа от полного христианского имени Фома - признаки старинной знатной фамилии и названия бывшего искони владельческого села. Неподалеку на Ухре есть деревня с таким же названием - Фоминское. Она тоже является следом древней княжеской вотчины.
Князья Фоминские - ветвь смоленских князей. Многие представители этого древнего рода перебрались на север Руси в эпоху развития Владимиро-Суздальской земли. Также из смоленских князей вели свою родословную и ярославские князья, родственниками которых были Фоминские. Вероятно вотчина Фоминских на реке Ухре являлась частью ярославского княжества. Причем самым крайним его уделом в северном направлении, он был окружён белозёрскими и костромскими землями.
Смоленские корни имеет и соседняя деревня Тетевинское. Её название унаследовано от смоленского сельца Тетевино (река Тетява). Возможно первым хозяином деревни был княжеский дружинник или родственник князей Фоминских, тоже выходец со Смоленщины.
В селе издавна, вероятно еще во времена княжеского погостья, был организован церковный приход с деревянным храмом во имя Преображения. Или как в древности говорили «Боголепного Спасова Преображения». Погост разместился в месте впадения речки под названием Сивка в реку Ухру.
Согласно документам, в 17 веке на погосте было даже две деревянные церкви. Первая - большой летний храм во имя Спасова Преображения, вторая - зимняя отапливаемая церквушка во имя Симеона богоприимца и Анны пророчицы.
Сёла с главным престолом во имя Преображения на Руси обычно именовались либо Преображенскими, либо Спасскими. По ярославской традиции село стали именовать двойным титулом - селом Спасским Фоминских. В народе же название произносили кратко - Спас.
К Спасу ходила... У Спаса крестили...
Род Фоминских раздробился на множество боярских фамилий и сошел с исторической арены вместе с ярославскими князьями еще в 15 веке. Село Фоминское впервые появляется в писцовых книгах в начале 17 века уже как одно из многочисленных владений совсем другого дома - князей Урусовых.
При образовании Ярославской губернии село вошло в состав Даниловского уезда под названием именно Фоминское. В то же время вместо старой деревянной Преображенской церквушки в селе был выстроен храм из кирпича. Именование главного алтаря было при этом сохранено. Престольный праздник в селе соответственно праздновали в Преображеньев день (Яблочный Спас).
К сожалению не сохранилось ни одного изображения, ни фотографического, ни даже рисунка церкви Преображения. Она была ликвидирована в 30-е годы 20 века. Но память о храме и церковном приходе запечатлелась в новом названии села. При образовании Ярославской области село стало именоваться народным вариантом - Спас. Старое название "Фоминское", как напоминание о феодализме, новая власть решила убрать.
В приходе села Спас-Фоминское находились следующие деревни: Петрушино, Клочково, Скулепово, Селифоново, Лодыгино, Вологдино, Панино, Дубнево, Стрелицы, Болобаново, Измайлово, Барышки, Брыкатино.
Брыкатино
Крестьянское прозвище Брыкота лежит в основе названия спасской деревни Бры́катино. Брыко́та - это более сложная форма прозвища Брык, Брыка. Значение слова простое - тот, кто брыкается, лягает ногами, пинается. Разговорное и просторечное словцо. С похожим смыслом в писцовых книгах встречается забавное прозвище Пинай (Пинайко), от которого происходит название деревни Пиналово.
Брыкатино - уникальный ойконим, но только за счёт буквы -а. Более распространён о́кающий (грамматически более верный) вариант через -о. Одноимённая деревня Брыкотино находится в окрестностях костромского села Апраксино. А прозвище Брык лежит в основе названия деревни Брыкино, расположенной на Волге возле города Калязина.
Лодыгино
Следующая деревня - Лодыгино. В Ярославской губернии было шесть разных деревень с названием Лодыгино. Лодыга - распространённое в старину деревенское прозвище. Так звали крестьянина, одного из первых хозяев в деревне.
Лодыга того же корня, что и лодыжка. На Руси любимой народной забавой была игра в кости (бабки). Игра была из разряда азартных, на кон ставили деньги. Для игры в качестве биток использовались особые косточки из говяжьей лодыжки, внутрь которых заливали свинец для утяжеления.
Лодыга - прозвище рьяного приверженца такой игры, ловкого и умелого игрока. Вообще лодыжниками в народе называли бездельников. А ещё для таких игроков использовалось очень хорошо знакомое нам слово того же корня и тем же значением - лодырь. Слово лодырь лучше подошло для нашего лексикона. Лодыга устарело и постепенно ушло из него, сохранившись лишь в фамилиях и в названиях ярославских деревень. Название деревни Лодыгино сохранило для нас память о деревенских забавах.
Вологдино
В основе названия деревни Вологдино́ (ударение в конце), расположенной на реке Ухре, корень Вологда. На первый взгляд деревня названа по происхождению первого хозяина деревни. Выходцев таких в русском языке принято называть Вологжанин или Вологодец. Сформировать от таких слов притяжательную форму прилагательного весьма затруднительно, получилось бы что-то вроде Вологжанино или Вологодцево.
Судя по отсутствию уменьшительных суффиксов и производных форм, деревня получила свое название не от крестьянского прозвища, а по фамилии мелких землевладельцев. К тому же в Северном Заволжье была ещё одна деревня Вологдино - возле Макарова. Возможно обе деревни имеют общие корни. В родословных книгах упоминается мелкий дворянский род Вологдиных (Володиных), представители которой вполне могут иметь отношение к вотчинам по реке Ухре.
В очень интересной указной грамоте великого князя Ивана Васильевича на Кострому езовому приказчику Григорию Щетеву от 1537 года упоминается некий костромской землевладелец Угрюм Вологдин:
... Да Безстуж деи Григорьев сын Поташевской да Тараско Зиновьев да Угримко Вологдин у селца у Лыкошева отняли починок Кондаково силно и с лесом и с пожнями и с хлебом, а называют к своему поместью к селцу к Поташеву.
В эпоху Петра Первого деревней Вологдино владел капитан Григорий Петрович Плохово:
1710-го августа в __ день по указу великого государя … в Пошехонском уезде в Горинской волости перед камендантом Иваном Андреевичем Веригиным капитана Григорья Петровича Плохово деревни Вологдина староста … сказал … помещик мой Григорей Петрович на его великого государя службе, а в котором полку про то сказать не знаю, а поместья за ним в Пошехонском уезде в Горинской волости в переписных книгах 186-го году написано за отцом ево за Петром Якимовым сыном Плоховым полдеревни Вологдина.
Интересно, что в деревнях на Ухре и в Шаготи водяных мельниц было немного. Гораздо чаще строили ветряные. В деревне Вологдино было две или даже три ветряные мельницы для помола зерна. Еще три ветряных мельницы располагались в соседних Страшеве и сельце Гришкине.
Селифоново
За Скулеповым у дороги в сторону Горинского раньше была деревушка Селифоново. В основе её названия имя Селифон (Селифонт). Такого имени в святцах на самом деле нет. Есть имя Селиван.
Оно имеет латинские корни ("сильва" - лес) и в русском просторечии звучало по--разному. Кроме Селивана от него произошло несколько дериватов: Силуян, Селифан, Селифон и Селифонт. Варианты Селифон и Селифонт - это русское подражание греческому языку и именам имеющим греческий корень -фон (Агафон, Гарафон, Ксенофонт). Так что слово является грамматическим казусом. Будучи с основе латинским, оно переделано под каноны греческого языка. Вероятно автор такой подгонки - это священники, хорошо знавшие греческий, но имевшие слабое представление о латыни.
Родом из деревни Селифоново был Николай Пантелеев, большевик, чьим именем названа железнодорожная станция Пантелеево.
***
На правом берегу Ухры многие деревни опустели ещё в начале 20 века. За Спасом остались только три: Клочково, Захарово и Панино.
Клочково
Бывшее помещичье сельцо, а ныне деревня на правом берегу Ухры. В основе названия крестьянское прозвище Клок, Клочко.
Панино
Паня, Панко - распространённое уменьшительная форма таких имен как Пантелей, Пафнутий. Даже Павла могли так называть. В грамотке 1612 года служивому Малыгину на деревню Демидково фигурирует крестьянин Панка Захаров. В 19 и 20 веке сокращённым именем Паня называли женщин, крещёных Прасковьями.
Кукисово
За деревней Захарово на берегу Ухры в старину находилась деревенька с названием Кукисово. В основе названия слово Кукис (Кукиш). Прозвище первооснователя, распахавшего деревню. Словцо это раньше было очень неприличным. Таким, что составитель карты Ярославской губернии в конце 18 века постеснялся и заменил его на Кунасово (на самом деле он следовал указу царицы Екатерины, запретившей непристойные названия).
В 17 веке Кукисово числилось сельцом, здесь проживал помещик из любимского дворянского рода Кафтыревых. После смерти барина крестьяне разъехались и деревенька исчезла уже к началу 19 века.
Балобаново. На правом берегу Ухры в месте впадения в неё речки Костромки было деревенька Балобаново. Названо от прозвища Болобан. Слово имело множество смысловых оттенков в разных региональных диалектах. В тверских говорах балобан - шалун, баловень, болтун. В архангельских - невежа, неучтивый человек. Балабанить - молоть вздор, чепуху.
Барышка. Между Брыкатиным и Лодыгиным раньше была ещё одна деревенька - Барышка (Барышки). В основе её названия прозвище Барыш, Барышник (посредник в торговле, перекупщик). Оно имело положительную коннотацию, Барышник - предприимчивый, ушлый, зажиточный хозяин. Название деревни сформировалось в форме КИ-модификации (уменьшительная форма множественного числа). До революции в деревне было 10 дворов и ветряная мельница. Жители покинули деревню в результате коллективизации.
Петрушино. Ласковое домашнее имя Петруша лежит в основе названия сельца, бывшего когда-то на Ухре. Здесь в старину располагалась усадьба помещиков Конищевых.
Дубнево. Деревня Дубнево названа по месту (под)Дубное (ОЕ/ОВО-модификация).
Починок Чернышов. За деревней Захарово находилась деревня, которая в советское время называлась Починки. На старых дореволюционных картах она указана двойным названием: Починок Чернышов. В нём отражен и статус селения при образовании (починок) и фамилия первооснователя деревни (Чернышов). В говоре местных жителей название деревни со временем упрощалось. Название сформировалось в виде КИ-модификации.
Ссылка на предыдущую часть:
Спасибо, что дочитали до конца. Продолжение следует. Ставьте нравлики, подписывайтесь на канал!
#Спас #Брыкатино #Лодыгино #Вологдино #Селифоново #Кукисово