Найти тему

Три "Русских Венеры" Кустодиева: какую из них знаете вы? Удивительные факты о картине

Борис Кустодиев "Русская Венера" 1925-26 гг, Нижегородский художественный музей
Борис Кустодиев "Русская Венера" 1925-26 гг, Нижегородский художественный музей

Недавно решила сходить в отремонтированный Нижегородский художественный музей, показать сыну знаменитую картину Бориса Кустодиева "Русская Венера". Последний раз видела её в старом здании музея - доме купца Сироткина, ещё в студенческие годы. Тогда картина запомнилась мне просто огромной, и экспонировалась она, будучи приставленной вплотную к стене, поэтому я понятия не имела, что у неё есть особенность: на оборотной стороне написана другая картина - "На терассе".

Кустодиев "Русская Венера" 1925-26 гг, Нижегородский художественный музей. Фото автора
Кустодиев "Русская Венера" 1925-26 гг, Нижегородский художественный музей. Фото автора

Потом музей долгие годы был закрыт на реставрацию, а после ремонта я почему-то не видела эту картину в экспозиции. И вот решила сама посмотреть и уговорила сына, который месяцем ранее после посещения Третьяковки объявил, что это его последний поход в музей.

Я ожидала увидеть картину от пола до потолка, но к моему удивлению, полотно оказалось не таким уж большим: 2 на 1,5 метра. Почему у меня в памяти осталось впечатление, что картина большая, ума не приложу. Может быть она выставлялась в помещении меньшей площади с низкими потолками, или же я была меньше.) Сейчас картина стоит прямо в центре зала, и, к моему стыду и удивлению, она оказалась двусторонней! На другой стороне художник изобразил свою семью за чаепитием, причём картина "На терассе" появилась раньше, чем "Русская Венера", и в этом уникальность этого произведения.

Фото автора
Фото автора

Почему же так получилось, что Кустодиев написал "Венеру" на другой стороне уже имеющейся картины? Дело в том, что тяжело больной художник, более 15 лет прикованный к инвалидному креслу из-за болезни позвоночника, торопился исполнить свой замысел - изобразить собирательный образ русской женщины, воплощающей настоящую русскую красоту. Художник уже очень плохо себя чувствовал, семье не удавалось найти полотно такого большого размера, поэтому Кустодиеву пришлось писать на обратной стороне картины "На террасе", которая была создана в 1906 году и изображала совместное чаепитие членов семьи художника.

Художник за работой
Художник за работой

В создании шедевра участвовала вся семья: жена помогала с инструментом, сын грунтовал холст и крепил к подрамнику, дочь Ирина позировала в качестве модели. Некоторые исследователи указывают, что для картины позировала профессиональная натурщица Елена Григорьевна Михайлова, в 20-30 годы работавшая в Академии Художеств. Но глядя на её фотографии, можно сделать вывод, что художник всё же писал фигуру с дочери, а вот черты лица уже более напоминают облик Михайловой.

Портрет И.Б.Кустодиевой (1919)
Портрет И.Б.Кустодиевой (1919)
Борис Кустодиев. Портрет дочери Ирины с собакой Шумкой. 1907
Борис Кустодиев. Портрет дочери Ирины с собакой Шумкой. 1907
Пока я искала информацию о картине в интернете, нашла и ответ на свой вопрос: почему я ничего не знала про то, что картина двусторонняя. Оказывается, в 1986 году в тогдашнем Горьковском художественном музее в здании особняка Сироткина случилась коммунальная авария - в залах верхнего этажа прорвало трубы с горячей водой. Несколько шедевров, включая "Русскую Венеру", были серьёзно повреждены. Позже их отправили на реставрацию в Москву. И именно это обернулось настоящей удачей для картины. До этой реставрации картина "На терассе" была частично скрыта подрамником, крестовиной, повёрнута к стене и, естественно, никогда не выставлялась. Вот почему я и запомнила её как обычную картину, стоящую около стены.

"Горячая вода и пар, изображенные на картине, словно вырвались из холста, - так описывал происшествие культуролог, писатель, журналист Е.В. Кончин (1930-2011), который много лет работал в газете "Советская культура". - Зрелище было страшное, невообразимое. Кипятком картина была так обварена, что смыло живопись с холста. Да и сам холст превратился в мокрую тряпку, на которой уже не могла держаться никакая живопись. По существу картина погибла"...

Восстановил картину Павел Иванович Баранов, реставратор высшей категории ВХНРЦ имени академика Игоря Эммануиловича Грабаря. То есть реставраторы фактически спасали две картины, что намного усложнило работу. После реставрации был изготовлен новый стеклянный подрамник, позволяющий демонстрировать обе картины одновременно, и картину установили в центре зала уже в новом здании музея в Нижегородском Кремле. Теперь можно любоваться обеими картинами и, что любопытно, на обеих можно увидеть дочь художника с разницей в 20 лет. В сцене с чаепитием Ирине около года, а с картины "Русская Венера" на нас смотрит взрослая красивая девушка. Символично и то, что обе эти картины как-бы отражают начало творческого пути мастера и его закат, и возможность лицезреть оба этапа творческой биографии художника делает этот холст поистине уникальным.

Собирая информацию о картине, наткнулась на ещё один удивительный момент. Картина, хранящаяся в Нижегородском музее, не единственная. Оказывается, Кустодиев написал ещё две картины под таким же названием, но назвать их копиями сложно. Одна из них хранится в Третьяковской галерее, вот она:

1925-1926 гг. Государственная Третьяковская галерея
1925-1926 гг. Государственная Третьяковская галерея

А вторая - в Ярославском художественном музее, причём последняя написана раньше двух других, в 1921 году. Сотрудники музея в Ярославле считают эту Венеру самой удачной, более нежной и женственной.

1921 год. Ярославский художественный музей.
1921 год. Ярославский художественный музей.

А вы как думаете? Какая из Венер нравится вам больше всех? Делитесь впечатлениями, ставьте лайки и подписывайтесь на канал, у меня в запасе ещё много интересного!

Напоследок подборка картин Кустодиева из музея в Нижнем Новгороде, листайте галерею влево: