«Так же как деньги, как средство обмена и накопления,
стали предпочтительнее чем товары,
так со временем и техники сами по себе
стали предпочтительнее их функции – искусства защиты».
Дзигоро Кано «Разум над мускулами»
Сейчас та самая пора, когда вызовы современного мира, среди айкидок, переживают периоды обострения. Все больше проходит соревнований среди стилей и направлений айкидо, где ранее заикнуться об этом было нельзя – это не допускалось, даже этически. Эффективность айкидо в рукопашной схватке – по-прежнему предмет жарких дискуссий. И в то же время, доступнее становятся исторические факты, можно посмотреть на то, каким образом айкидо стало таким, каким мы привыкли его видеть. Или оно было таким всегда? Каким оно было раньше? Как оно таким стало?
Я попробую кратко проанализировать ряд фактов, которые могут пролить немного света на перечисленные выше вопросы.
Не секрет, что возникновение айкидо, его техническое становление и развитие, связывают с жизнью и опытом в традиционных воинских искусствах Морихея (Моритаки) Уэсибы. Если серьезно рассматривать техническую сторону вопроса – как выглядела техника Морихея Уэсибы в период его расцвета, тут у нас не так много прямых источников.
1. Скетчи Такако Кунигоси. О них говорилось в моей статье здесь. Они ценны тем, что сделаны по занятиям в Кобукан Додзе в период 1932-33 годов. Основатель их видел, участвовал в создании и поправлял. Хорошо прорисованы и достаточно понятны базовые элементы и позиции.
2. Техники Додзе Нома (1936) и Техники Вакаяма (1951-1952) – последовательные фотографии техник в исполнении О’сенсея.
3. Фильм Айкибудо продолжительностью 27 минут, снятый в 1935 году.
4. Сборник видео 1952-1958 годов под общим названием Такемусуайки.
5. Фильм «Встреча с приключением», а также последующие 3 фильма снятые американской киногруппой. Мы можем видеть техники О’сенсея периода 1962-1969 годов.
Как видите - не так много. Я не беру рассказы и свидетельства, переходящие из уст в уста. К сожалению, велик риск «сломанного телефона».
Если эти источники подвергнуть даже поверхностному анализу, мы увидим достаточно разное выполнение и отношение к технике даже 1951 года и 1962-69 годов. Можно, конечно, объяснить это возрастом О’сенсея, действительно техника 1961-69 годов разительным образом отлична. Движения более легкие и «неторопливые». Однако, по-моему мнению, такое объяснение слишком простое, и не достаточное. Уж очень велик опыт Морихея Уэсибы в традиционном будзютсу, чтобы такие изменения объяснить просто возрастом.
Можно также найти свидетельства очевидцев.
«В этот более поздний период его жизни, давний студент Основателя из Асикавы, который учился у него в 1920-х годах, приехал навестить его и получить наставления, впервые после долгих лет. Он прокомментировал это так: «раньше, техника О’сенсея была настолько мощной, что вы беспокоились о том, что ваши руки или ноги могут быть серьезно повреждены. Сейчас, его техника, вместо того что бы внушать страх, внешне выглядит слабой.»
Киссемару Уэсиба. «Жизнь в Айкидо». Биография основателя Айкидо Морихея Уэсибы. Коданся, 2015 год.
В этой же книге такую технику О’сенсея поздних периодов его жизни Киссемару Уэсиба называет «ками-ваза». Отмечая и объясняя эти изменения духовной трансформацией своего отца - Морихея Уэсибы.
Что же случилось? Почему техника стала такой?
Начнем немного издали.
Название додзе Морихея Уэсибы в предвоенный период – Кобукан. Дело в том, что название Кобукан Додзе достаточно амбициозно. Причем и своё искусство в конце 20-х – начале 30-х Основатель называл еще – Кобу Будо. Нориаки Иное, племянник Морихея Уэсибы вот, что говорит по этому поводу:
«…я беспокоился за Морихея Уэсиба, поскольку он использовал имя «Кобу», что можно было делать с разрешения императора, которого у него не было».
Интервью Нориаки Иное Стенли Пранину, (1986-1988 гг.) из сборника Мастера Айкидо. Предвоенные студенты Морихея Уэсиба. Токио, Айки Ньюс, 1993
Там же в примечаниях Стенли Пранина мы находим:
Кобу Будо – «Императорский воинский Путь», иероглиф «Кобу» тот же, что и в Кобукан Морихея Уэсибы.
Такое название в дальнейшем полностью ассоциировано с развитием страны в 30-х и 40-х годах, об этом можно судить и участием многих учеников Уэсибы в Дайдо Гакуин, обучающем центре японской оккупационной администрации в Манчжурии.
Предполагаю, что такая связь, убежденность в курсе страны - как результат, стала причиной разочарований и концентрации на внутренней духовной жизни в 1942-1948 годах. Дальнейшая оккупация страны американцами, новые веяния оккупационной администрации, связанные с запретом всего, связанного с воинственным духом японцев, и привели к развороту и трансформации в современное айкидо.
И уже в 1950-х годах ведущая роль в Додзе, в районе Вакамацу-чо – бывшем Кобукан - начинает переходить от отца к сыну – от Морихея к Киссемару Уэсиба.
Основная заслуга Киссемару Уэсиба перед отцом – это сохранение додзе в период войны и в послевоенный период.
Трудно предположить, что стало и как происходила совместная работа отца и сына в этот период, но уже в 1958 году в книге «Айкидо» есть интервью с Морихеем и Киссемару Уэсиба.
Посмотрите, как распределены роли в ответах на вопросы. Глубокие философские идеи озвучиваются Морихеем Уэсиба, а популярные, понятные широкой публике пояснения даются Киссемару Уэсиба.
Я не раз слышал от многих современных сенсеев – «Киссемару - сенсей объяснил айкидо миру».
В 1950-х годах возникла необходимость дальнейшего широкого развития айкидо, поиск новых идей и, как модно сейчас говорить, идеологию. Вместо «Духа Ямато», который упоминается для объяснения природы Будо в «Будо Рэнсю», приходит более нейтральная трактовка, связанная с развитием человека. Такая ситуация привела к объяснению Айкидо, как современного Будо.
«То, что Айкидо – современное Будо, означает не только приобретение им современных черт, как другие модернизированные формы – карате, дзюдо, кендо. В то время, как Айкидо унаследовало традиционные аспекты Будо, в виде тренировки ума и тела, другие виды сделали упор на соревнования и турниры, тем самым обеспечивая себе место в мире спорта.
В отличии от них, Айкидо отказывается стать соревновательным видом спорта, и не признает все виды борьбы и турниров, весовые категории, все ранги, базирующиеся на количестве побед, и коронацию чемпионов. Такие вещи развивают эгоизм, заставляют думать только о себе, и пренебрежении к другим. Великое искушение заманивает людей в боевые виды спорта - все хотят быть победителями – но нет ничего более пагубного для Будо, чья универсальная цель стать свободным от индивидуализма, достигнуть бескорыстия, и таким образом реализовать человеческую природу.»
Киссемару Уэсиба «Дух Айкидо», Коданся 2012.
Необходимая доступность техник самих по себе, для более широкого проникновения в массы – привела к их упрощению, а идеи и процессы, указанные выше, привели к возможности таковой, и вот сегодня мы можем наблюдать то, что наблюдаем в виде современного айкидо.
«Так же как деньги, как средство обмена и накопления, стали предпочтительнее чем товары, так со временем и техники сами по себе стали предпочтительнее их функции – искусства защиты».
Дзигоро Кано «Разум над мускулами», Коданся, 2013
В заключение, хочется отметить, что закон единства и борьбы противоположностей требует от нас периодически возвращаться к истокам и анализировать. Анализировать старую технику, произошедшие перемены, причины этих перемен – это поможет сохранить качество того, чем мы занимаемся сегодня.
В этом развитие и, конечно, - хорошее кейко!
Увидимся на татами!