Найти тему
В поисках айкидо.

ИСТОРИЯ ОДНОЙ ИЛЛЮСТРАЦИИ.

Любой, кто практикует айкидо сегодня, по меньшей мере, слышал о книге, в которой впервые была изложена техника и взгляды на Будо мастера Моритаки (Морихея) Уэсибы. Она называется БУДО РЕНСЮ и вышла в 1934 году. Она даже переведена на русский язык и издана в издательстве ДОБРОСВЕТ в 2001 году. В 1978 году книга была издана в билингвальном формате. Англоязычное издание увидело свет в 1997 году, в SUGAWARA MARTIAL ARTS INSTITUTE. В 1954 году увидела свет книга «Айкидо маки но ичи» (первый свиток айкидо) под редакцией Киссемару Уэсибы. Книга знаменательна тем, что в ней искусство Морихея Уэсибы впервые получило название Айкидо. Сейчас мы занимаемся Будо Морихея Уэсибы именно под этим названием.

Во всех этих книгах вы можете увидеть необычные иллюстрации техник, в виде скетчей. Скетчи достаточно точны, хотя скетч изначально не подразумевает детальной прорисовки. Одни и те же скетчи используются во всех перечисленных выше изданиях.

А началось все с того, что молодая девушка-новичок плохо запоминала движения.

Мы приведем отрывки из интервью Стенли Пранина с Такако Кунигоси, записанного у неё дома в Икебукуро в 1981 и 1992 годах.

****

Такако Кунигоси пришла в Кобукан Додзе в 1933 году, не за долго до окончания Женского Университета Изящных искусств. Одна из немногих студенток, кто из-за серьезного подхода к занятиям завоевал уважение семьи Уэсибы и учидэси. Искусный художник она сделала иллюстрации к книге БУДО РЕНСЮ 1934 года, которая была выдана студентам как сертификат об обучении. Кунигоси, позже, практиковала в частном додзе Исаму Такэситы, и преподавала самооборону различным женским группам.

Во время войны она не занималась айкидо. Сейчас на пенсии, живет в Икебукуро, преподает японский язык и чайную церемонию.

Такако Кунигоси
Такако Кунигоси

****

В 1978 году книга «Будо Ренсю» была издана в билингвальном формате. Вы сделали иллюстрации для неё?

(Смотрит на книгу). Да. Вот эти старые рисунки! Высокий человек Ёнекава, низкий Фунахаси. Это они позировали. Я делала наброски каждый день, после кейко.

Как возникла идея этого проекта?

Сначала я делала рисунки, что бы самой запомнить технику. Мы могли сегодня изучать иккёдзё или никкёдзё, и как-только я выходила за ворота додзё, мне тяжело было вспомнить что-то либо. Я стала наблюдать за другими занимающимися и делать наброски, чтобы понять, что происходит. Однажды владелец кондитерской в районе Ёцуя по имени Такамацу увидел мои рисунки и сказал: «Эй, ты хорошо рисуешь! Почему бы тебе сделать такие же иллюстрации и для меня?». Я ответила, что делаю рисунки по памяти, и только для себя, чтобы запомнить. Он ответил: «Отлично! Я найду кого-нибудь, и мы будем позировать тебе!». Вот так все и началось! До этого, я не могла и тренироваться и 10 минут от часа, потому что сидела и пыталась запомнить каждую позицию.

Такако Кунигоси и Сигеми Ёнекава в Кобукан Додзе.
Такако Кунигоси и Сигеми Ёнекава в Кобукан Додзе.

Уэсиба сенсей участвовал в подготовке книги?

В то время, когда мы работали над иллюстрациями, он подходил и давал нам пояснения. По мере того, как проект стал серьезным мероприятием, Уэсиба сенсей просил Ёнекаву занимать различные позиции. «Делай это точно!» - бросал он. «Если вы хотите сделать из этого книгу-делайте все правильно!». Он давал много инструкций.

Должно быть вы приложили много усилий – там несколько сотен страниц. И техники контроля суставов очень сложны.

Да, я просила их не падать, просила сделать паузу в середине. В таких случаях они говорили: «Поторопись! Рисуй скорее! Я падаю!». Кто-то пытался поддержать человека сзади, чтобы он не падал, и мы по-настоящему смеялись.

Так мы работали в течение часа после утренних занятий. Когда я возвращалась домой, я редактировала рисунки. Я могла стоять перед зеркалом и размышлять о конкретном положении рук. Я смотрела на изображения и переделывала их. Часто, когда я пыталась воспроизвести чью-то позу или взгляд, моя семья спрашивала меня: «Черт возьми, что ты делаешь!?».

Когда книга впервые появилась?

Я начала делать рисунки в 1933 году, и примерно через год мы закончили. Я полагаю это было в 1934 году. Эти иллюстрации действительно было очень трудно сделать! Мне пришлось переделывать их дважды. И все равно казалось, что что-то не так. Вторая книга планировалась, но никогда не была напечатана. Существуют только первые наброски.

Скетч из "Айкидо маки но ичи".
Скетч из "Айкидо маки но ичи".

Кто давал пояснения к Вашим иллюстрациям?

Я думаю, это был друг мистера Такамацу. Иногда, Уэсиба сенсей садился рядом и говорил что-то в духе: «Правая рука должна делать так!». Так мы и работали.

В книге большое количество техник. Сколько же чистого времени заняла работа?

Я не думаю, что прямо целый год! Иногда О’сенсей говорил: «Хватит на сегодня!». Мы вставали и уходили. Мы бы не закончили работу, если бы нам не нравилось то, что мы делали.

Кто получил копии «Будо Ренсю»?

Это давалось тем, кто в определенном смысле овладел основами. Сенсей всегда напоминал нам: «Если кто-то из начинающих попытается повторить – он может покалечиться. Не показывайте этого новичкам».

Иллюстрации, сделанные Вами являются ценным справочным материалом. Даже сегодня, те, кто серьезно относятся к занятиям, обращаются к этой книге.

Когда я думаю об этом сегодня, я чувствую, что у меня не плохо получилось. В школе я прослушала курс дизайна, но он касался в основном моды. Когда я делала зарисовки техник, я рисовала сначала круг, изображая голову, затем руки и ноги в виде палочек. В вашем распоряжении секунда или две, чтобы уловить форму. Потом, я в спокойной обстановке добавляла доги и хакама. Свитки Дайто-рю похожи – там точки для головы и рук палочек, две линии для ног. Фигурки напоминают муравьев и некоторые держат в руках меч.

****

Сами по себе эти иллюстрации являются историческим документом. Зарисовки сделаны прямо на занятиях или после. Это дает нам представление в той мере, в которой это вообще возможно, что происходило в додзе и какие техники выполнялись.

Для меня как практикующего айкидо представляет интерес некоторые особенности выполнения техник и набор атак. Те, кто будут держать в руках «Айкидо маки но ичи» обратите внимание на нестандартность атак для сегодняшнего времени. Интересно и выполнение техник – сравнивая их с сегодняшним кихон, мы можем вполне увидеть объяснение тому, что в современном кихон нам кажется странным.

Здесь любой айкидока найдет для себя много для исследования и творчества.

Хорошего Вам кейко!

Увидимся на татами!

P. S.

Скачать "Айкидо маки но ичи" в формате PDF можно здесь.