Найти тему
В море книг

Еврейство, пьянство и учитель

Сколько раз убеждаюсь: самое, что ни на есть, новое – хорошо забытое старое. Сейчас все продвинутые, все читаем блоги. Это наши отсталые предки читали книги да газеты. А мы теперь все в информационном поле блогосферы. Во, как! Ведь в блогах блогеры комментируют основные текущие события.

Помимо общеизвестных произведений Достоевского, есть «Дневники писателя», в которых Фёдор Михайлович писал о своём отношении к текущим взволновавшим его событиям. На мой взгляд, это поистине кладезь мудрости и пророчества автора. Порой незначительные события выстаивались у писателя в стройную линию провидения. Как и Чернышевсий, Фёдор Михайлович Достоевский постоянно задавался вопросом: «Что делать?».

В публицистике Достоевского (о ней написано здесь), я встретил циничный до невозможности, но, вместе с тем, очень жизненный анекдот. Цитирую по Достоевскому:

«Нанял жид работника рубить дрова: мужик рубит и кряхтит с каждым ударом. Жид смотрит и спрашивает: «Зачем ты кряхтишь?» – «А так легче». – «Ну так ты руби, а я буду за тебя кряхтеть», – говорит жид. Мужик как ни взмахнет топором, а жид подкряхтывает. Изрубив дрова, мужик просит денег; жид и дает меньше, чем уговаривались. «Как же так? – говорит мужик, ведь я всё изрубил?..» – «А я кряхтел, – говорит жид, – тебе легче было». Жидки хитрый народ! Уж не кряхтите ли и вы понапрасну-то?»
-2

О еврействе Достоевский пишет постоянно. Я не заметил у него особых симпатий к этому люду. Ну, а в Дневниках писателя 1873 года, Фёдор Михайлович напрямую коснулся щепетильной темы. Он пишет: «Если не опомнится, то весь, целиком, в самое малое время очутится в руках у всевозможных жидов, и уж тут никакая община его не спасет: будут лишь общесолидарные нищие, заложившиеся и закабалившиеся всею общиной, а жиды и кулаки будут выплачивать за них бюджет. Явятся мелкие, подленькие, развратнейшие буржуа и бесконечное множество закабаленных им нищих рабов – вот картина! Жидки будут пить народную кровь и питаться развратом и унижением народным, но так как они будут платить бюджет, то, стало быть, их же надо будет поддерживать.»

После отмены крепостного права, огромная масса народа была предоставлена сама себе. По сути, не имея навыков самообеспечения (барин все знает, как и что делать), народ был выброшен на произвол судьбы. Пьянство приобрело колоссальные размеры, оно стало приобретать масштабы национального бедствия.

-3

Достоевский пишет:

«Народ закутил и запил – сначала с радости, а потом по привычке. Показали ль ему хоть что-нибудь лучше дешевки? Развлекли ли, научили ль чему-нибудь? Теперь в иных местностях, во многих даже местностях, кабаки стоят уже не для сотен жителей, а всего для десятков; мало того – для малых десятков. Есть местности, где на полсотни жителей и кабак, менее даже чем на полсотни. «Гражданин» (литературный журнал) уже сообщал раз, в особой статье, подробный бюджет теперешнего нашего кабака возможности нет предположить, чтобы кабаки могли существовать лишь одним вином. Чем же, стало быть, они окупаются? Народным развратом, воровством, укрывательством, ростовщичеством, разбоем, разрушением семейства и стыдом народным – вот чем они окупаются!
Матери пьют, дети пьют, церкви пустеют, отцы разбойничают; бронзовую руку у Ивана Сусанина отпилили и в кабак снесли; а в кабак приняли! Спросите лишь одну медицину: какое может родиться поколение от таких пьяниц?».
-4

Мне вспомнился интересный факт. Неудавшийся литератор, доктор искусствоведческих наук и один из лидеров нацисткой Германии Пауль Йозеф Геббельс отыскал в какой-то второсортной пьесе реплику «Проснись, Германия!!!». Никто уж и не помнил, по какому случаю она была произнесена, что за пьеса. Но именно под этим лозунгом к власти в Германии пришел фашизм.

Читая произведения Достоевского, мне порой казалось, что то же самое он хотел донести и про Россию. Решение вопроса Достоевский видел, прежде всего, в образовании широких масс населения. В этом он видел основу процветания и развития государства. Что для этого нужно? Прежде всего, нужен учитель.

Ликвидация безграмотности в советской России 1924 год
Ликвидация безграмотности в советской России 1924 год

«Всё это мои мечты, разумеется; но… повторяю, невольно мечтается иногда в этом смысле, а потому и продолжаю мечту. Заметьте, что я ценю всё на деньги; но разве это верный расчет? Деньгами ни за что не купишь всего; так может только какой-нибудь необразованный купец рассуждать в комедии г-на Островского. Деньгами вы, например, настроите школ, но учителей сейчас не наделаете. Учитель – это штука тонкая; народный, национальный учитель вырабатывается веками, держится преданиями, бесчисленным опытом. Но, положим, наделаете деньгами не только учителей, но даже, наконец, и ученых; и что же? – все-таки людей не наделаете. Что в том, что он ученый, коли дела не смыслит? Педагогии он, например, выучится и будет с кафедры отлично преподавать педагогию, а сам все-таки педагогом не сделается. Люди, люди – это самое главное. Люди дороже даже денег. Людей ни на каком рынке не купишь и никакими деньгами, потому что они не продаются и не покупаются, а опять-таки только веками выделываются; ну а на века надо время, годков этак двадцать пять или тридцать, даже и у нас, где века давно уже ничего не стоят. Человек идеи и науки самостоятельной, человек самостоятельно деловой образуется лишь долгою самостоятельною жизнию нации, вековым многострадальным трудом ее – одним словом, образуется всею историческою жизнью страны.»

Бргданов-Бельский "Устный счет" 1895 год
Бргданов-Бельский "Устный счет" 1895 год
В Ельцинские времена мы с ужасом наблюдали, как гибнет Советский военно-морской флот. Корабли списывались, что называется, пачками. Но нам не корабли было жалко, железки можно наклепать снова. Убивалась школа, убивалась система подготовки кадров. Вот это была уже трагедия. Как говорил Нарком военно-морского флота Н.Г. Кузнецов: «Флот может потерять все корабли и береговые средства, но если он сохранит оркестр и профессорско-преподавательский состав, то такой флот возродится вновь».

Мы сейчас строим великолепные школы с бассейнами, интерактивными классами и прочей технической и методической лабудой. Казалось, из школы будут выходить юные гении. Ан, нет, некому учить, слишком мало осталось Учителей с большой буквы. Ведь таких учителей тоже надо учить. У них должны быть тоже Учителя с большой буквы. А где их взять? Получается замкнутый круг. В университетах пичкают студентов знаниями (и это хорошо), но они не читают хорошие книги и, как следствие не умеют красиво, с интересом объяснить материал. Именно, красиво, т. е., интересно. Особенно беда на различных курсах повышения квалификации. Грамотных инженеров, программистов, технологов много, но большинство из них объясняют свой материал так «интересно», что с тоски хочется повеситься.

Современная средняя школа г. Тула
Современная средняя школа г. Тула

В коллективном западе не дураки занимались развалом России. С чего они начали? Они начали с создания учебников для нас, они «помогли» нам реформировать среднюю и высшую школу. С их подачи мы наводнили страну юристами-экономистами. А инженеры, по мнению западников, нам не нужны, все инженерные решения, готовые механизмы можно купить на западе. Я здесь писал о книге Алексея Иванова «Географ глобус пропил». В ней речь идёт о средней школе 90-х годов.

Я не знаю, какие конкретные действия предпримет наше Правительство в рамках проведения «Года учителя», но всё же надеюсь, что авторитет учителя, наставника будет поднят на национальный уровень. Еще раз убеждаешься в правоте мысли Ф.М. Достоевского о том, что Учитель – основа любого процветающего государства.

Вам понравилась статья? Поставьте, пожалуйста 👍 и подписывайтесь на мой канал