Вот вам, граждане-товарищи, анекдотик с бородищей из "Крокодила" за 1930 год:
В УЕЗДЕ:
- - А бытового загнивания у вас нет?
- - Нет, у нас всё больше коллективно пьянствуют
Пьянство было воистину бичом - и его следовало искоренять. Сознательность воспитываться не хотела - привычный досуг звал и манил пролетария и крестьянина куда активней, чем изба-читальня или красный уголок.
Другие несознательные по воскресеньям, тщательно одевшись в чистое, шествовали в ближайшую церковь - посмотреть на благолепие, послушать проникновенную проповедь и посудачить на паперти.
Всё это было форменным безобразием - новая культура никак не хотела входить в плоть и кровь советских граждан.
Опять же - нерационально это, когда человеко-часы пропадают бездарно!
Однако большевики были далеко не дураки: хочешь заставить взрослых задуматься - скажи устами младенца (ибо глаголят они истину)!
Журнал "Затейник" за 1930 год предлагает ребятам активно включаться в агитацию за новый быт - почему бы не прочесть со сцены стихотворение "Конец воскресенью"? Убедительно, по-боевому! В духе знаменитой "Синей блузы"!
Напишут историки лет через сто
Копаясь под музейною сенью,
Что БЫЛ на заводах еженедельный простой
Так называемое воскресенье.
Когда скучали без дела станки
И утром гудки не выли,
Когда по стране, куда глаз не кинь,
Одни пивные открыты были.
И скажет историк: понять не могу,
Как такая ерунда завелася,
Такой нелепый всеобщий прогул
Всего рабочего класса.
Когда Союзу Республик на беду,
Мешая хозяйство быстрее поднять
Пропадало совсем без пользы в году
52 рабочих дня!
А за воскресеньем шёл понедельник.
После церковного и пивного зелья
Приходил понедельник - день бездельник,
День больной головы с похмелья.
Воскресенье - пьяная драка,
День больной головы с разгула.
Понедельник - повышение количества брака,
Увеличение количества прогулов.
Утром молился, вечером пил -
так нелепо день воскресенья тянется!
Любили воскресенья попы
И прогульщики пьяницы.
Но пришел конец мутной хмари,
Старье за живое задели,
По старинному, по тухлому быту ударив
Непрерывной рабочей неделей.
Ежедневное машинное пенье,
Дни не пропадают для труда.
Не воскреснет воскресенье
В стране труда никогда!
Непрерывку в стране заводим.
Будем драться за дни иные,
Чтоб были непрерывно открыты заводы,
Непрерывно закрыты пивные!
Е. Крекшин
Шестидневку ввели постановлением СНК СССР от 26 августа 1929 года "О переходе на непрерывное производство в предприятиях и учреждениях Союза ССР" и от 24 сентября 1929 года "О рабочем времени и времени отдыха в предприятиях и учреждениях, переходящих на непрерывную производственную неделю". Шестидневная рабочая неделя (пять дней работы по семь часов и один день отдыха) должна была способствовать непрерывному производству. Для этого все трудовое население разбили на пять групп, каждая из которых работала по своему графику. Всё это порождало путаницу.
Вот один из вариантов календарей-табелей - рабочему следовало запомнить свою фигуру - серп, молот, самолёт, книгу или флажок. От фигуры к фигуре как раз помещалось 6 дней.
Или запомнить свой цвет:
Не было ни дня в году, чтобы страна не работала, но каждый день был выходным для одной пятой работников. Реформа имела сомнительный экономический эффект и отрицательно влияла на семейную жизнь работников из-за несовпадения выходных у членов семьи.
Система эта продержалась до июня 1940 года, когда в связи с начавшейся Второй мировой войной (1939-1945) и напряженной международной обстановкой, был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР "О переходе на восьмичасовой рабочий день, на семидневную рабочую неделю" (шесть рабочих и один выходной – воскресенье).
К непрерывке страна уже не вернулась. А что касается пьянства и "религиозного дурмана" - так и не справилась с ними Советская власть...
Впрочем, прогулы и брак тоже так и остались вечным предметом сатирических произведений и головной болью дирекции заводов и фабрик.
Вот такая история. Далеко не дотянула до ста лет непрерывка...
С историческим трудовым приветом - Ваша Умная Эльза!