На сайте Главы Чеченской Республики, 17.03.2023 размещено мнение Рамзана Кадырова о решении МУС в Гааге в отношении нашего лидера. Оценивая которое, Рамзан Ахматович высказался о выдвижении Президента России на Нобелевскую премию, что было бы логичней с его точки зрения. Вместо правовой оценки деятельности Путина гаагскими функционерами.
Не пересказывая доводы и обоснования Кадырова, хочу выразить свое мнение о понятой сути сказанного Главой Чечни.
Можно вспомнить, что МУС в Гааге создан по Римскому статуту в 1998 году. В 2000 году, США подписали документ о создании Международной инстанции, а в 2002 году, отозвали свою подпись. Мотивировав тем, что документ не соответствует национальным интересам США и может влиять на американский суверенитет. Вдобавок, в США принят закон, предусматривающий защиту американских граждан государством, в случае попадания оных в какие-либо ситуации по решению международных организаций. В том числе и МУС в Гааге.
Историю отношений США и Гаагского МУС, можно изучить по характерным примерам, например, когда в 2019 году, представители МУС пытались дать оценку деятельности США в Афганистане.
В марте 2019 года, тогдашний Госсекретарь США публично заявил, что американцы откажут во въездной визе в США членам МУС, которые захотят поработать над «американским делом». В апреле последовало заявление функционеров Гаагской организации, в котором сообщалось, что «интерес к действиям США, не будет соответствовать интересам правосудия».
Впрочем, отношения США с другими аналогичными организациями, можно оценить по открытым источникам информации. Например, о решениях МС ООН в 1986 года, принятых в отношении Соединенных Штатов по результатам оценки событий в Никарагуа. Когда фигурировали правовые определения «вмешательство во внутренние дела» и «посягательство на суверенитет другого государства». Тогда США действовали аналогичным образом, проигнорировав решения МС ООН.
Американцы вообще придерживаются принципа первичности американских законов и вторичности международных норм. Даже при наличии Статьи 6 Основного закона США, согласно которой внутренний и международный акт имеет одинаковую юридическую силу, американцы применяют принцип законодательной «свежести», согласно которому, могут принять у себя любой закон, чтобы нейтрализовать действие международной нормы, противоречащей их интересам. Новый внутренний закон, отменяет нежелательные аспекты более раннего международного.
Так вот, Рамзан Кадыров выразил свою оценку решения МУС в отношении нашего Президента. Думаю, что и слова о возможном выдвижении Путина на Нобелевскую премию, были искренними. В качестве альтернативы принятому в Гааге решению.
Но в моем понимании, это решение МУС является хорошим поводом перенять опыт США. Начиная с положений нашей Конституции РФ, в части Статей 15. В которой имеется положение о применении норм международного права и действия международных договоров в российской юрисдикции.
Тем более, что Статья 16 Основного закона, предусматривает порядок внесения изменений в ключевые основы. И дело таковой необходимости, на мой взгляд, не только в прецеденте Владимира Владимировича. Примеры с гражданами России в США в недавнем прошлом, известны многим. Дело уже не о единичных случаях Виктора Бута или Марии Бутиной, а о многих россиянах, в отношении которых отныне нельзя исключить определенных международных решений.
На фоне общеизвестных мероприятий, вслед за Путиным, определенные решения могут приниматься в отношении всех россиян, принявших участие в значимых событиях.
Документ создания МУС в Гааге подписан и ратифицирован многими государствами, что не исключает вероятности его исполнения, если кто-то из россиян посетит ту или иную страну.
Возможно, предвосхищаю события. Только жизненный опыт учит тому, что нужно готовится к самым непредсказуемым последствиям в будущем. Предусматривая заранее саму возможность защиты россиян, попавших в сложную жизненную ситуацию за рубежом. В результате определенных решений международных организаций.
И ещё замечу про мнение Кадырова. На мой взгляд, Рамзан Ахматовыич мог бы предложить другую премию и иную номинацию. В русле общей задумки сотрудничества с Востоком. В числе многих мероприятий, сопровождаясь выходом из тех международных организаций, которые выказали своё настоящее отношение к нашей стране и её гражданам.
У меня своё отношение к работе Нобелевского комитета. После присуждения Премий Михаилу Горбачеву и Бараку Обаме в этой области, рассчитывать на объективность норвежской организацией не приходится.
Уж если Глава Чечни искренне желает международного признания деятельности Владимира Владимировича, то мог бы предложить восточным партнерам новую инициативу. Например, организовать Международный исламский комитет для присуждения Исламской международной премии в различных номинациях со штаб-квартирой в Грозном. Начиная от поощрения стремления людей к знаниям и заканчивая указанной Кадыровым сферы международной деятельности.
Так и на Памятной медали в номинации высекать хорошие слова:
Получит милость Аллаха народ, в котором есть люди восстанавливающие и укрепляющие родственные связи.