Найти тему
ИНТЕРСЕТ

Уникальные храмы Рязани. Церковь Спаса на Яру

В шаговой доступности от рязанского Кремля,

по соседству с известным монументом С. Есенина,

-2

располагается "одно из самых заметных допетровских сооружений Рязани (вне стен Кремля)" - церковь Спаса на Яру (Спасо-Преображенский храм).

-3

В списке рязанских церквей, составленном Миной Лыковым в 1626 г. говорится о том, что "в остроге на яру" (на бровке правого крутого берега некогда полноводной реки Трубеж)

"имеется строение попа Петра - деревянный храм Преображения Господня с приделом Пятницким..."

-4

В 1682 г. во время пожара (в те времена это было обыденное явление) храм был полностью уничтожен огнем. Восстановили культовое сооружение достаточно быстро, но это снова была деревянная конструкция, которая просуществовала до 1695 г.,

-5

после чего, благодаря стольнику Ивану Ивановичу Вердеревскому и был воздвигнут каменный храм с колокольней, который (отчасти) сохранил свой первоначальный вид до наших дней.

Примечание: Вердеревские - один из самых знатных дворянских родов Рязанского княжества, происходящий от золотоордынца мурзы Салахмира, который в 70-х годах XIV в. выехал из Орды и обосновался в Рязани, где крестился с именем Ивана Мирославича.

На протяжении многовекового периода своего существования церковь неоднократно обновлялась: в начале XIX века были расширены окна,

-6

потом "добрались" до алтаря (переложили карниз, сменили покрытие на сфероидное).

-7

В начале XX века территория храма была обнесена металлической оградой с кирпичными столбами.

-8

В советское время храм был закрыт - сначала в нем обустроили инкубатор для кур, потом здание отдали под жилой фонд, а после Великой Отечественной войны в нем обосновался Морской клуб ДОСААФ. Ограда была демонтирована, фасадам храма вернули первоначальный облик (с мелкими окнами), а позднее, когда здание снова вернули церкви, к колокольне(с западной стороны) был пристроен высокий кирпичный тамбур, стилизованный под русский стиль.

-9

Большую помощь в восстановлении храма в конце 90- годов прошлого века оказало рязанское казачество. В этом действии прослеживается определенная преемственность поколений: ведь изначально церковь Спаса на Яру стояла в Стрелецкой слободе, где в основном и проживали казаки, составляющие основу прихода. Сегодня же данная церковь является Войсковым храмом рязанского казачества.

Особенностью храма Спаса на Яру является изящная шатровая колокольня.

-11

Несмотря на то, что колокольни с шатровым завершением были распространенным элементом русского храма XVII в., в Рязани, невзирая на солидный возраст города, аналогичных храмов всего несколько: церковь Богоявления Господня, храм Благовещения Пресвятой Богородицы и церковь Входа Господня в Иерусалим.

Примечание: каменные шатровые храмы представляют собой уникальное явление древнерусской архитектуры, и, как правило, они возводились по указам царей в царских селах и имениях знатных вельмож. Однако, в середине XVII в. развитие шатрового зодчества было приостановлено распоряжением патриарха Никона, который отдал предпочтение традиционным куполам:

"По чину правильного и уставного законоположения, как о сем правило и устав церковный повелевает, строить о единой, о трёх, о пяти главах, а шатровые церкви отнюдь не строить…"

Поскольку в указе патриарха ничего не было сказано насчет шатровых колоколен, то они продолжали возводиться смельчаками вплоть до середины XVIII в.

Если повнимательнее присмотреться к колокольне, то мы увидим на ее шатре два ряда окон - "слухи". Кроме декоративного назначения они выполняют и вполне практическую функцию - благодаря им шатер не заглушает звон колоколов.

Что же касается самого храма, то

"его главный объем и трапезная, вытянутые с севера на юг, равны по ширине полукруглому алтарю. Двусветный четверик храма завершен пятиглавием. Глухие барабаны пяти маковичных глав возведены на квадратных постаментах с кокошниками по странам света и украшены аркатурно-колончатым поясом. Ступенчатый карниз с поребриком в основании, венчающий трапезную и алтарь, переходит на четверик храма. Под карнизом главного четверика на северной и южной сторонах - по три килевидных кокошника, на остальных - по четыре. Декорированные поребриком по дуге кокошники опираются на на высокий фриз с листовидными выемками. В южную стену храма вмурована плита конца 1730-х годов с поминальным текстом..."

Поскольку после 1917 г. все внутреннее убранство храма было уничтожено, то все компоненты его интерьера относятся к концу XX в.

Источники информации:

1. Портал "Государственный институт искусствознания" (http://svodokn.ru/)

2. Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии. И. Добролюбов, 1888 г