«Кончилась гарантия на автомобиль – придется ремонтироваться за свой счет». Такое существует мнение. Это считается аксиомой, все соглашаются и понуро качают головами. Качают головами, продают машину по окончании гарантийного срока – чтобы на нести расходы на платный ремонт. А если поломка возникает, тем более крупная – мучаются, страдают – и платят.
Типа – «Ничего не поделаешь, такова жизнь, надо страдать 😐».
Но страдать-то совершенно не обязательно. А обязательно – знать свои права. Чтобы не нести расходы, которых – на самом деле, при определенных условиях и знании Закона можно было бы избежать. А, может быть – даже вернуть поезженный-подержанный автомобиль изготовителю/импортеру, и получить за него стоимость нового по текущей цене, а еще и крупные денежные неустойку и штраф.
Смекаете, к чему я это? А правильно – сейчас буду рассеивать заблуждения… Прямо-таки срывать покровы 😊.
Но – обо всем по порядку.
Есть такой закон – Закон РФ «О защите прав потребителей» называется.
И в этом Законе есть пункт 6 статьи 19, прямо-таки чудесный 😉
И говорит эта норма закона о том, что, если в автомобиле (а) по истечении гарантийного срока, но (б) в пределах 10 лет с момента начала эксплуатации машины возник (в) существенный недостаток (г) производственного характера – то такой недостаток подлежит бесплатному устранению изготовителем или импортером автомобиля в течение 20 дней с момента предъявления соответствующего требования.
Там есть, конечно, некоторые нюансы – но ведь, если было бы все просто – то и писать было бы не о чем.
Помимо ограниченного срока – 10 лет в момента начала эксплуатации, есть еще, как было указано выше, два условия:
- чтобы недостаток носил производственный характер и;
- чтобы недостаток был существенным.
Опишу «простым» языком, переведу, так сказать, с юридического на русский.
Производственный недостаток – это дефект, поломка, возникшая по вине изготовителя (или импортера, но для обычного потребителя это одно и то же, поэтому здесь не будем заморачиваться), то есть вследствие дефекта материала или сборки, или недостатка конструкции. Ответ на вопрос – каков характер недостатка, является ли он производственным – можно получить, заказав заключение специалиста-автотехника.
«Существенность» недостатка – вопрос правовой, то есть вопрос факта. Вышеуказанный Закон содержит достаточно «резиновое» определение существенности, и относит к ним недостатки:
- неустранимые;
- повторные;
- неоднократные;
- стоимость или временные затраты на устранение которых значительны;
- или (вот где самая «мякотка» 😉) другие подобные недостатки!!!
На практике это означает, что если, скажем, в постгарантийном автомобиле вышел из строя двигатель (основной элемент автомобиля, дорогостоящий и препятствующий его эксплуатации), или коробка передач (см. про двигатель), или возник дефект, приведший к возгоранию (угрожает жизни и здоровью водителя, пассажиров, других участников движения и их имуществу) – то есть хорошие шансы того, что такой недостаток можно – с юридической точки зрения – квалифицировать как существенный.
И, следовательно, потребовать от импортера (если автомобиль изготовлен за пределами России) или изготовителя (причем как российского, так и иностранного) безвозмездно – то есть бесплатно для потребителя – его устранить. Отремонтировать автомобиль, то бишь.
А если это требование импортером/изготовителем не удовлетворено или нарушен/нарушается 20-дневный срок устранения дефекта – тогда еще интереснее.
Ведь в таком случае можно потребовать от импортера/изготовителя:
- выплатить стоимость автомобиля, уплаченную при его покупке;
- выплатить разницу в стоимости между покупной ценой автомобиля и текущей актуальной стоимостью соответствующего нового автомобиля. И – да-да – если такой автомобиль уже снят с производства – то стоимость новой модели, которая пришла ему на смену;
- выплатить стоимость дополнительного оборудования, установленного на автомобиль;
- выплатить проценты по кредиту – если автомобиль приобретался в кредит;
- выплатить компенсацию морального вреда;
- выплатить неустойку – а это 1% от стоимости нового автомобиля в день за весь период от момента предъявления претензии, все время, пока идет судебный процесс и до фактического получения денежных средств на счет потребителя;
- выплатить денежный штраф, который составляет 50% от всей суммы – с учетом неустойки – которую взыщет суд, то есть взысканная судом сумма автоматически увеличивается в 1,5 раза.
Как Вы понимаете – сумма может получиться немалая. Неустойку и штраф суды, конечно, обычно снижают, но в любом случае – вполне реально получить 1,5-2-3 стоимости аналогичного нового автомобиля – взамен подержанного.
Неплохо, да 😊??!!
Так что знать закон не только полезно, но и прямо-таки выгодно. Ведь – при сочетании определенных обстоятельств – он дает возможность легально получить прибыль. Если, например, автомобиль некачественный…