Найти в Дзене
Катехизис и Катарсис

Посол Матвеев- сын Матвеева

Андрей Артамонович Матвеев
Андрей Артамонович Матвеев

Ну что, коты, кошечки и котята, продолжим наши дозволенные речи про историю российской внешней разведки. Сегодня у нас пойдет речь об Андрее Артамоновиче Матвееве.

Андрей Артамонович Матвеев родился в 1666 году в семье Артамона Сергеевича Матвеева (о нем мы писали здесь), руководителя Посольского приказа, пользовавшегося полным доверием царя Алексея Михайловича. Казалось бы, проблем у мальчика, родившегося в такой влиятельной семье, быть не должно, но… в 1672 году у него умирает мать, а в 1676 году Андрюшу (который, несмотря на юный возраст, уже имел придворный чин стольника) вместе с отцом отправляют в ссылку сначала в Пустозерск, а потом в Мезень. В 1682 году его, опять же вместе с отцом, возвращают из ссылки. Казалось бы, жизнь начинает налаживаться, но… во время стрелецкого бунта убивают отца нашего героя, Артамона Матвеева, и шестнадцатилетний юноша спасается практически чудом. Потом в своих воспоминаниях Андрей Артамонович очень хорошо об этом напишет: как скрывался от разъяренных мятежников в чулане; как боялся, что его найдут и убьют обозленные стрельцы…

Матвеев-младший спасся, но неприятности его на этом не кончились. По требованию стрельцов его приговаривают к ссылке. Правда, здесь ему тоже повезло. Наш герой оказался среди тех, кто, несмотря на приговор, в ссылку «не посланы, для того, что их не сыскано» Понятно, что это просто была отговорка, если бы хотели, то Матвеева нашли бы. Он особо и не скрывался

В третий раз Андрею Матвееву повезло, когда над ним взяла опеку мать Петра I, царица Наталья Кирилловна (которая, как мы знаем, тоже воспитывалась совместно с ним в доме его отца – Артамона Матвеева). Так что молодой Андрей Артамонович часто общался с царем, хотя в ближайший круг друзей Петра не входил. Молодой царь любил шумные игры, попойки, гуляния, а Матвееву, несмотря на юный возраст, больше по душе было посидеть в тишине с книгой. Он получил хорошее образование под руководством своих учителей - Подборского и Сапфария, блестяще выучив ряд иностранных языков, в том числе латынь. Этим он тоже отличался от государя: Петр, как мы помним, систематического образования в детстве и юности так и не получил.

В 1691 году Андрей Матвеев назначается воеводой Двинского края, а потом, одновременно, и Ярославским наместником. Для справки: на тот момент Двинский край имел большое значение, ведь именно на его территории располагался Архангельск – единственный на тот момент русский морской порт.

Архангельск в начале XVIII века
Архангельск в начале XVIII века

Правда, Матвеев на этой должности был недолго. Скорее всего, Петр I был недоволен его службой, потому что во время своей поездки в Архангельск снимает Матвеева-сына с должности и назначает на его место «птенца гнезда Петрова» Федора Апраксина.

Что же наш герой? Он уходит в отставку и отдается тому, что, скорее всего, любил больше всего и к чему больше всего и лежала его душа – книгам. Он занимается переводами. Переводит с латыни ряд литературных произведений.

Но в отставке ему пришлось быть недолго. В 1699 году Петр I назначает Андрея Артамоновича Матвеева чрезвычайным и полномочным послом в Голландию. Кстати, Голландия, ну или Голландские Штаты, на тот момент была очень влиятельным государством в тогдашней системе международных отношений. Она играла важную роль в европейской политике, а Гаага, резиденция голландского штатгальтера и парламента, была, по сути дела столицей европейской дипломатии.

Дипломатическая карьера Матвеева началась сложно. То было время после поражения русской армии в Нарвском сражении и международное отношение к Российскому государству, было, мягко говоря, не очень хорошим. Россия, в глазах европейцев, была варварской страной, которая потерпела серьезное поражение от относительно цивилизованных шведов. Так что на нее тем более можно было не обращать внимания. Впрочем, когда наша страна начала побеждать шведов, европейское отношение если и изменилось, то не сильно. Россию перестали презирать, как после Нарвы, но стали бояться. Серьезно бояться.

Вот в таких условиях русскому послу Матвееву пришлось исполнять свои обязанности. В частности, решать задачу по разрыву торговых связей Голландии со Швецией. Скажу сразу – это ему не удалось. Почему? Потому что Голландия имела очень развитую торговлю со Швецией и рушить ее ради какой-то России? Ну это было бы как-то слишком.

Однако считать Матвеева неудачником не стоит. Несмотря на этот дипломатический конфуз, а также ряд других неудач, речь о которых пойдет дальше, кое в чем Матвеев преуспел. Он смог получить доступ к каналам, по которым к нему шла ценная информация, порой самая что ни на есть секретная. Для этого Андрею Артамоновичу пришлось наладить отношения с представителями дипломатического корпуса, многие из которых оказались просто находкой для шпиона.

Благодаря Матвееву и его связям Петр I узнал о ходе русско-турецких переговоров раньше, чем об этом сообщил русский посол в Турции Украинцев, который, собственно говоря, эти переговоры и вел. От нашего героя поступала информация о, мягко говоря, несоюзническом поведении «союзничка» Августа II, который предпринимал отчаянные усилия, чтобы заключить со Швецией сепаратный мир за спиной Петра I и выйти из войны. Но самая ценная информация, полученная Матвеевым, касалась готовящейся атаки шведским флотом города Архангельска. Эскадра военных кораблей, под видом рыболовов, должна была войти в Белое море, захватить Архангельск, разрушить город и сжечь верфи, на которых строились корабли русского флота. Но благодаря вовремя полученным данным эффект внезапности противником был утерян, защитники Архангельска успели подготовиться и дать шведам отпор. Этот славный эпизод нашей истории очень хорошо описан в романе Юрия Германа «Россия молодая», по которому был снят просто шикарный сериал.

В 1707 году Петр I назначает Матвеева послом в Англию. Он должен был, пользуясь сложившейся на тот момент международной обстановкой, договориться об английском посредничестве в деле заключения мира между Швецией и Россией.

Сначала, казалось бы, все шло хорошо. Как пишет Матвеев, после его прибытия в Англию в мае 1707 года, «приняли его не как других послов», то есть ему оказывались исключительные знаки внимания. Но никаких ощутимых результатов это посольство не принесло. Англия никаких посреднических услуг оказывать не пожелала. Почему? Просто англичане считали, что если Карл XII, монарх, который причинял им очень много беспокойства, будет связан по рукам и ногам войной с Россией, то не будет ввязываться в дела европейские.

И ещё во время своей английской поездки Матвеев попытался… вербануть самого герцога Мальборо, самого знаменитого английского полководца начала XVIII века. В обмен на содействие в заключении русско-шведского мира ему были обещаны деньги и княжество на территории России, причем на выбор – Киевское, Владимирское или Сибирское вместе с доходами. Но и здесь Матвеева ждала неудача. Мальборо ответил общими, ничего не значащими вежливыми фразами. Так и не стал «дук Малбург» русским владетельным князем.

Джон Черчилль, 1-й герцог Мальборо (1655-1722)
Джон Черчилль, 1-й герцог Мальборо (1655-1722)

Поездка Андрея Матвеева в Англию была омрачена одним серьезным инцидентом. 21 июля 1708 года, когда Андрей Артамонович уже собирался возвращаться в Гаагу, его карету остановили и русского посла, применив физическую силу, поместили в долговую тюрьму якобы из-за невыплаченного долга в 50 фунтов стерлингов. 50 фунтов по тогдашним временам сумма, конечно же, не маленькая, но и не такая уж большая, чтобы устраивать грандиозный скандал международного масштаба, который последовал по факту. Хотя Матвеев пробыл в тюрьме только несколько часов (его освободили после вмешательства возмущенных дипломатов из других стран), последствия произошедшего были более чем серьезные. За это грубейшее нарушение международного права пришлось извиняться самой английской королеве Анне. Историки спорят, было ли произошедшее провокацией официальных кругов или это был случайный инцидент, но российско-английские отношения это инцидент серьезно ухудшил.

После возвращения из английской командировки Матвеев продолжал исполнять свои обязанности русского посла в Голландии. Не только посла, но и разведчика… Именно оттуда, из Гааги, Андрей Артамонович сообщил о намерениях Карла XII идти походом на Россию. Он смог выяснить и о направлении главного удара – Украина. Так что в Полтавской виктории, среди прочих, есть и заслуга русского посла в Голландии Андрея Артамоновича Матвеева.

Наш герой пробыл в Голландии до 1712 года, после чего был назначен послом в другую страну, Австрию. Ему была поставлена задача – склонить Австрию к союзу с Россией. Однако и тут Матвееву успеха достичь не удалось. Впрочем, кое в чем он преуспел – Матвеев получил от австрийского императора графский титул, который был признан и в России. Так Андрей Артамонович Матвеев стал графом, хотя и не первым.

Домой из Вены Матвеев вернулся в 1715 году. Теперь его деятельность была связана исключительно с внутрироссийскими делами. Сначала Андрея Артамоновича назначили руководителем Навигацкой школы и Морской академии, а с 1717 года – президентом Юстиц-коллегии (сейчас это соответствует должности министра юстиции), сенатором. В 1718 году он был одним из тех, кто подписал смертный приговор царевичу Алексею. Потом Матвеев возглавлял Московскую контору Правительствующего сената. С 1727 года в отставке.

Граф Андрей Артамонович Матвеев умер 16 (27) сентября 1728 года. Был похоронен рядом с отцом, Артамоном Матвеевым, в московской церкви свт. Николая в Столпах. После сноса церкви в 1938 году его могила утрачена.

Вот такая житуха была у Андрея Матвеева, сына выдающегося государственного деятеля XVII века Артамона Матвеева. Говорят, что природа на детях гениев отдыхает. Судьба Андрея Матвеева в чем-то это утверждение подтверждает. Да, он не достиг выдающихся результатов на дипломатическом поприще, таких, как его отец, но Матвеев-младший честно и добросовестно исполнял свой долг перед Родиной и сделал все, что мог. Да и назвать Андрея Матвеева абсолютно бесталанным нельзя. Сдается мне, что литературой он занимался бы с гораздо большим интересом и удовольствием. Просто время было такое, что дипломаты были больше востребованы, чем литераторы, и поэтому Матвеев должен был послужить Отечеству именно на дипломатическом поприще. А времена, как известно, не выбирают.

Следующая наша статья будет посвящена событиям на Востоке и поговорим мы о приключениях нашего разведчика и дипломата с простым русским именем Флорио Беневени.

Статья Николая Ганчука

Автору на библиотеку

ЮMoney 410011335754173

Сбер 2202 2023 2828 3621