Нормальному человеку название Холи-Лох ни о чем не скажет. Любители пейзажей вспомнят прекрасные замки и виды средневековой Шотландии. Любители Второй Мировой вспомнят, что здесь базировались британские подводные лодки.
Однако это местечко служило с 1962 пунктом базирования для американских подводных лодок с баллистическими ракетами (SSBN).
Соответственно, если лодки приходили своим ходом, то экипажи приходилось возить из Америки и обратно. Первоначально они летали из Нью-Джерси (база ВВС МакГвайр) в Прествик, Шотландия. Позже вылеты перенесли на базу ВМС Квонсет, с Род-Айленда. Обеспечивала все это дело Военная авиатранспортная служба (Military Air Transport Service, MATS). Потом, понятное дело, перешли к фрахтовке гражданских бортов.
То, что в этих полетах ничего не произошло, связанного с потерей воздушного судна, не значит, что на борту не было весело. Поскольку транспортные (не реактивные) военные самолеты обслуживаются чаще всего в следующую очередь после "настоящих боевых" самолетов, то в полете через Атлантику обычно отказывал один двигатель из четырех . Пару раз садились с двумя зафлюгированными двигателями, что добавляло нервов перевозимым подводникам.
Иногда самолеты по "техническим причинам" не долетали с первого раза, и экипажи подводных лодок коротали ночь в баре в Гандере, Ньфаундленд, где самолет останавливался на ночь для дозаправки и ремонта.
Самая смешная из несмешных историй произошла в 1960х годах, когда второй (Blue) экипаж SSBN 599 USS Patrick Henry летел в Шотландию впервые зафрахтованными гражданскими бортами. Три самолета, зафрахтованные для перевозки экипажа, в первую очередь - опоздали. А когда появился летный состав - небритый, неопрятный, и вообще, выглядевший так, будто всю ночь они разгружали "Берлинский экспресс" - воздушный мост в Берлин в 1961 году, подводники почувствовали неладное.
Влекомый, видимо, инстинктом самосохранения, летный состав выстроился у кабинок страхования (вы о них читали в зарубежных детективах). Они застраховали свою жизнь на случай гибели или увечья в полете! Стоит ли говорить, что подводники, и так сомневающиеся в умственных способностях людей, ни разу не погружавшихся, и относящиеся скептически ко всем не водоплавающим, немедленно выстроились всем экипажем в очередь за страхованием жизни.
В полете ничего не произошло, самолет приземлился в Шотландии разве что с небольшим опозданием.
Но, я уверен, в полете все ждали, что вот-вот что-то произойдет.
Автор - Павел Леонов