Это тоже не наш эпоним, он родом из Канады и был весьма актуален в своё время, хотя сейчас не факт, что там кто-то его использует. Но я его всё-таки привожу, потому что он иллюстрирует очень интересное и злободневное явление.
Знакома ли вам ситуация, когда сотрудникам полиции говорят: чем больше пьяных вы задержите, тем более внушительную премию получите? Или когда медикам говорят, что чем больше болячек вы найдёте у ваших пациентов, тем больше поликлиника получит денег на обследование? Или когда учителей ставят перед условием: надо сделать так, чтобы все наши ученики учились только на 4 и 5, иначе нас не примут в число лучших школ области и не станут финансировать?
В общем, в социологии и психологии это называется "извращённым (или порочным) стимулом". Таким, который приводит в обратным результатам.
А ещё это называют "эффектом кобры". И вот почему. Говорят, что, якобы, во времена британского правления в Индии было решено выдавать премию за каждую убитую кобру. Местные граждане, мигом смекнув, решили, что на этом можно сделать бизнес, и вместо того, чтобы гоняться по джунглям за ядовитыми пресмыкающимися, стали разводить их, чтобы сдавать кобр в промышленных количествах. Когда же власти узнали об этом, программу свернули. А разочарованные жители просто выпустили кобр из своих террариумов, ибо надобность в них отпала. В результате опасных рептилий стало даже больше, чем до того.
Это можно считать анекдотом, но есть же и множество других фактов. Например, в начале прошлого века в Ханое, который тогда находился под Французским управлением, колониальные власти тоже решили платить жителям за каждую убитую крысу. А отчёт вели по крысиным хвостам, которые требовали предоставлять как доказательство. Тогда ушлые ханойцы стали ловить грызунов, отрезать у них хвосты и отпускать обратно, чтобы те продолжали жить и размножаться, обеспечивая жителям стабильный доход. Это явление получило название "Великой Ханойской крысиной резни". Понятное дело, крыс меньше не стало, зато денег на всё было потрачено изрядно.
А вот ещё весьма красноречивый пример. При строительстве первой трансконтинентальной железной дороги Конгресс США согласился платить строителям за каждую милю проложенного пути. Поняв это по-своему, бизнесмен и финансист Томас Кларк Дюрант, недолго думая, просто-напросто удлинил маршрут, добавив в него участок дугообразной формы, хотя надобности в этом не было никакой.
В некоторых странах действуют программы выкупа оружия у населения. Зная это, отдельные граждане не стали заморачиваться с поиском настоящего оружия, которое стоит больших денег, а просто начали печатать его на 3D принтере и эти детали предъявлять властям как части настоящих пистолетов, автоматов или ружей. Самое интересное, что власти ничего не могли поделать и были вынуждены платить за куски пластика хорошее вознаграждение. А количество оружия на руках у населения, тем временем, только увеличивалось.
Примеры можно продолжать и дальше. Но если вернуться к теме поста, нельзя не вспомнить о трагической судьбе бедных канадских детей, который стали заложниками взрослых игр и жертвами махинаций.
В период с 19455 по 1960 годы власти Канады решили платить детским домам по 70 центов в день за каждого сироту, а психиатрическим домам - по 2,25 долларов в день за пациента. Автором этой инициативы был премьер-министр Квебека Морис Дюплесси. Он, разумеется, хотел, как лучше. Но не учёл психологию людей...
В итоге, вполне ожидаемо, количество пациентов домов для умалишённых стало увеличиваться. И за счёт кого? Правильно, за счёт самых незащищённых слоёв общества - воспитанников детских домов, сирот. Считается, что за 15 лет более 20 000 человек были сознательно переведены в категорию больных, чтобы кто-то мог поиметь с этого кругленькую сумму от правительства. Причём винят в этом не только чиновников, представителей власти, но и священников, которые занимались патронажем над сирыми и убогими, и уж точно были в курсе, кто болен, а кто нет. Особенно удручает тот факт, что церковь активно призывала многих матерей отдавать своих детей в детские дома, делая акцент на то, что там им будет комфортно, а здесь у вас нет таких условий, вы мать-одиночка, ваш ребёнок внебрачный, нежелательный, у вас низкооплачиваемая работа и всё такое.
Пострадавших от этого произвола назвали СИРОТАМИ ДЮПЛЕССИ. Лишь годы спустя, те из них, кому посчастливилось покинуть стены психиатрических лечебниц, признались в том, что в детстве они подвергались физическому и сексуальному насилию, к ним применяли электрошок, упаковывали в смирительные рубашки, а многим делали лоботомию.
В 2004 году несколько выживших СИРОТ ДЮПЛЕССИ обратились к правительству Квебека с просьбой раскопать заброшенное кладбище недалеко от Монреаля, на котором, по их мнению, находились останки сирот, ставших объектами экспериментов на людях. В 2021 году предварительный радиолокационный анализ местности вокруг бывших канадских школ-интернатов для индейцев предположительно указал на наличие безымянных могил, в которых могли останки детей коренных народов, которые также в основном находились в ведении христианских церквей. Также был подан коллективный иск, в котором предыдущее урегулирование было названо "оскорблением", а не "настоящим извинением" со стороны правительства и религиозных организаций.
Впрочем, католическая церковь отрицает свою причастность к скандалу и оспаривает требования тех, кто требует финансовой компенсации за причиненный вред.
Морис Ле Нобле Дюплесси (20 апреля 1890 - 7 сентября 1959) - канадский юрист и политик, 16-й премьер-министр Квебека. Был консерватором, националистом, антикоммунистом, ревностным католиком.
Родился в богатой религиозной семье. Уже в детстве проявил интерес к политике, интересовался выборами, поскольку отец его был политиком. Позже Дюплесси-младший занимался юридической практикой, основал успешную консалтинговую компанию. И его избрали депутатом парламента от консерваторов.
Дюплесси был убежденным сторонником экономического либерализма и проводил политику в интересах бизнеса, поддерживая низкие налоги, воздерживаясь от регулирования. Он защищал интересы работодателей, подавляя профсоюзы. В социальной сфере Дюплесси поддерживал традиционную роль Католической церкви, был безжалостен к предполагаемым врагам церкви или католическому характеру провинции, таким как Свидетели Иеговы и коммунисты.
Он был консерватором - но в том плане, что старался максимально ограничить гражданские права. Зато церковь наделил гигантскими полномочиями. Есть мнение, что этот человек имел цель построить в Квебеке мини-государство религиозных фанатиков, для которых каждое слово любого католического священника было истиной в последней инстанции и прямым руководством к действию.
Дюплесси закрыл газету «Комба», которая попыталась критиковать его методы, и подавлял любое вольнодумство. А потом взялся и за межличностные отношения. В Квебеке были максимально ужесточены законы, касающиеся семейных отношений. Законным, разумеется, признавался лишь брак, освященный католической церковью. Любой ребенок, рожденный вне брака, подлежал помещению в сиротский приют. А приюты, в которые поступали «сироты», были полностью переданы в управление католическим монашеским орденам.
В сиротские приюты отправлялись также дети слишком бедных или безработных родителей. Внешне все выглядело как забота о маленьких канадцах. Но реально, в «черные списки» попадали прежде всего семьи активистов профсоюзного движения, коммунистов или людей, потерявших работу по политическим причинам.
В общем, та ещё скотина...
P.S. Понимаю, некоторые из вас тут же возмутятся и скажут, мол, "а в СССР детей вообще расстреливали!!!" и начнут вспоминать про кровавую гэбню, Сталингулаг, ЗАКОН ДИМЫ ЯКОВЛЕВА и т.п. Но мы же понимаем, что это будет всего лишь попыткой увести разговор в сторону от обсуждения очень неудобной темы, которая подло разрушает образ светлого и радостного демократического государства, где всё по определению гораздо лучше, чем у нас, в совке.
Вы можете поддержать канал, перечислив любую доступную вам сумму на кошелёк ЮMoney 4100 1102 6253 35 (или на карту Райффайзенбанка 2200 3005 3005 2776). И поучаствовать в создании книги по материалам этих статей. Заранее всем спасибо!