Найти в Дзене
Две империи

Чем отличается китайская живопись от европейской?

 Цветущая слива. Цзинь Нонг (金農, 1687–1764)
Цветущая слива. Цзинь Нонг (金農, 1687–1764)

Китайская живопись - гохуа 国画 - термин этот появился сравнительно недавно, тогда как сама традиция письма насчитывает не одну тысячу лет, означает он буквально «живопись страны», разительно отличается от европейской как по технике и материалам, так и по средствам выражения. Изобразительное искусство древнего Китая объединяет в себе живопись, каллиграфию, поэзию и гравировку (печать мастера).

В китайской живописи преобладает лаконичность и линейность, ей несвойственны объемы, подчеркнутые светотенью. Здесь может нарушаться перспектива, не соблюдаться пропорции… это все не важно - живопись должна передавать одухотворенность, присущую всему живому, раскрывать сущность, а не внешнюю оболочку вещей.

Китайская живопись — это скорее ритуальное искусство, своего рода форма медитации, стремление к вселенской гармонии при помощи туши, кисти и бумаги.

Произведения китайских мастеров больше походят на книги, которые надо прочитать и понять, что хотел донести до зрителя автор. Ведь каждый элемент на картине — это символ, несущий в себе какой-то скрытый смысл. И совокупность этих символов определяет содержание произведения.

Вот мы и подошли к главному — одно из кардинальных отличий китайской живописи от, такой привычной нам, европейской это символизм, что и делает китайскую живопись китайской.

И конечно же китайская живопись несет в себе только положительный посыл, то есть добрые пожелания счастья и благополучия. Ведь китайские мастера считают, что их работа должна приносить людям радость, удачу, успех и никак иначе.

P.S. Кстати, сами картины никогда не обрамлялись в рамы, хранились в свитках и доставались только для того, чтобы продемонстрировать шедевры гостям или полюбоваться ими. Горизонтальные свитки созерцали на столе, вертикальные — вывешивались на стену.

Весенняя экскурсия. Чжань Цзыцянь (展子虔, конец 6 в.). Считается, что "Весенняя экскурсия" (遊春圖) является подлинной работой Чжань Цзыцяня и старейшей китайской пейзажной картиной, которая сохранилась.
Весенняя экскурсия. Чжань Цзыцянь (展子虔, конец 6 в.). Считается, что "Весенняя экскурсия" (遊春圖) является подлинной работой Чжань Цзыцяня и старейшей китайской пейзажной картиной, которая сохранилась.

Орхидеи и бамбук (фрагмент). Чжэн Баньцяо (1693 — 1766)
Орхидеи и бамбук (фрагмент). Чжэн Баньцяо (1693 — 1766)
Чжэн Баньцяо - чудак из Янчжоу
Две империи19 марта 2023
Ван Шишэн (汪士慎, 1686–1759)
Ван Шишэн (汪士慎, 1686–1759)
Ван Шишэнь - мастер, который видел не глазами, а сердцем
Две империи14 марта 2023
Хуан Шэнь (黃慎, 1687–ca. 1770)
Хуан Шэнь (黃慎, 1687–ca. 1770)

На горной тропе весной. Ма Юань (馬遠, ок. 1160-1225)
На горной тропе весной. Ма Юань (馬遠, ок. 1160-1225)

Горлица на ветке персика. Чжао Цзи (Император Хуэйцзун, 宋徽宗, 1082-1135)
Горлица на ветке персика. Чжао Цзи (Император Хуэйцзун, 宋徽宗, 1082-1135)

Весенние краски (фрагмент). Гао Фэнхань (高鳳翰, 1683–1749)
Весенние краски (фрагмент). Гао Фэнхань (高鳳翰, 1683–1749)

Снег в Тань-Шане. Хуа Янь (華嵒, 1682–1756)
Снег в Тань-Шане. Хуа Янь (華嵒, 1682–1756)

Ли Шань (李鱓, 1686–1756)
Ли Шань (李鱓, 1686–1756)

Наставления придворным дамам (фрагмент). Гу Кайчжи (顧愷之, ок. 345-406)
Наставления придворным дамам (фрагмент). Гу Кайчжи (顧愷之, ок. 345-406)

Ночь, сияющая белизной. Хан Ган (韓幹, ок. 715-781)
Ночь, сияющая белизной. Хан Ган (韓幹, ок. 715-781)

Пять быков (фрагмент). Хань Хуан (韓滉, 723-787)
Пять быков (фрагмент). Хань Хуан (韓滉, 723-787)

Дети играют зимой. Су Ханьчэнь (蘇漢臣, середина 12 в.)
Дети играют зимой. Су Ханьчэнь (蘇漢臣, середина 12 в.)

Пионы. Юнь Шоупин (惲壽文, 1633-1690), по прозвищу Наньтянь
Пионы. Юнь Шоупин (惲壽文, 1633-1690), по прозвищу Наньтянь

Песня Пипы в Сюньяне. Юнь Шоупин (惲壽文, 1633-1690), по прозвищу Наньтянь
Песня Пипы в Сюньяне. Юнь Шоупин (惲壽文, 1633-1690), по прозвищу Наньтянь

Поэт на вершине горы. Шэнь Чжоу (沈文, 1427-1509)
Поэт на вершине горы. Шэнь Чжоу (沈文, 1427-1509)