Найти тему

Пишем сочинение по тексту В. Я. Лакшина про роль книг в нашей жизни

Среди текстов ФИПИ для сочинения-рассуждения на ЕГЭ есть интересный отрывок из статьи В. Я. Лакшина о роли книг и чтения в жизни человека (текст внизу статьи).

Выберем путь анализа текста от авторской позиции к проблеме.

Читаем текст внимательно, отвечаем на вопросы:

-С какой целью автор написал эту статью?

-Какой вывод можно сделать из этого текста?

В.Я. Лакшин убеждает нас в том, что книга всегда была боль­шой цен­но­стью для под­рас­та­ю­ще­го по­ко­ле­ния, но под вли­я­ни­ем нерв­но­го ритма жизни, не­ра­зум­но­го ис­поль­зо­ва­ния те­ле­ви­де­ния чи­тать стали мень­ше.

Так мы определили авторскую позицию.

Зададим вопрос к этому предложению:

- Из­ме­ни­лось ли в об­ще­стве от­но­ше­ние к книге? Такую проблему ставит автор предложенного для анализа текста.

Этот вопрос и есть проблема текста.

Для комментария подбираем примеры из текста.

Первый пример.

Размышляя над этим вопросом, В. Я. Лакшин вспоминает свое детство, годы войны, когда каждая книга была великой ценностью, а чтение доставляло радость, делало человека счастливым. Автор называет книги, которые прочитал в десять лет. «Мёртвые души» Гоголя и «Коварство и любовь» Шиллера были интересны десятилетнему мальчику, а сейчас старшеклассники вряд ли могут рассказать, о чём эти произведения.

Второй пример.

Однако быстрый ритм жизни современного общества способствовал развитию плохой тенденции. Люди заменили чтение книг просмотром экранизаций произведений или знакомством с её кратким содержанием. Легче посмотреть кино, чем прочитать большую книгу. Телевизор писатель называет «великим врагом книги», так как молодёжь смотрит всё подряд и не читает произведения. Это, конечно, неудачный способ, так как книгу нельзя заменить фильмом. Польза от чтения гораздо больше.

Далее определяем связь между приведёнными примерами и анализируем её.

Приведённые примеры противопоставлены друг другу, они показывают нам значение книги в жизни человека.

Переходим к позиции автора, которую мы уже сформулировали в начале работы.

В.Я. Лакшин убеждает нас в том, что книга всегда была боль­шой цен­но­стью для под­рас­та­ю­ще­го по­ко­ле­ния, но под вли­я­ни­ем нерв­но­го ритма жизни, не­ра­зум­но­го ис­поль­зо­ва­ния те­ле­ви­де­ния чи­тать стали мень­ше.

Следующий этап – формулирование собственной позиции и её обоснование.

Я полностью согласна с позицией автора и считаю, что книга играет важную роль в жизни молодёжи, так как оказывает влияние на формирование взглядов, даёт нравственные уроки.

Для обоснования своей позиции обратимся к литературе.

О ценности книги в становлении личности человека говорится во многих художественных произведениях русской и зарубежной литературы. Известный писатель Рэй Брэдбери в романе «451 градус по Фаренгейту» рассказывает о том, как уничтожение книг ведёт к деградации общества. Люди, лишённые книг, разучились общаться, в их сердцах поселилась жестокость, они не видят красоты окружающей природы. Писатель противопоставил им небольшую группу смельчаков, которые по-настоящему ценят книги, понимают их силу воздействия, поэтому берегут и не теряют надежды на то, что они помогут миру в возрождении новой жизни.

В конце сочинения делаем вывод.

Таким образом, мы должны понимать истинную ценность чтения. Необходимо поменять отношение к книгам: помнить, что они не только развивают ум, но и воспитывают в нас хорошие качества.

Сочинение готово. Используйте путь анализа текста от авторской позиции к проблеме. Это простой способ определения проблемы текста.

Текст В.Я. Лакшина

(1) в современном обществе целый океан проблем. (2) Они обступают нас всюду, и по какой дорожке ни пойдёшь, возникают новые. (3) Возьмём вопрос о чтении – на уроке, домашнем. (4) О том, много ли читают, как читают, как относятся к книге. (5) Тоже дело очень сложное. (6) Сейчас, по моим наблюдениям, читают гораздо меньше, чем 25 – 30 лет назад. (7) Я помню годы войны, когда я мальчишкой оказался в эвакуации, в тылу, в особых больничных условиях. (8) Какой великой ценностью была для нас книга! (9) Готовы были выменять её на любую мальчишескую радость – на марки, на рогатки, да на что угодно. (10) Причём выменять не в личное пользование, а только почитать. (11) Уже это было счастьем. (12) Наиболее популярными мальчишками среди нас были те, кто умел пересказать книгу, которую никто не видел в глаза. (13) Те, кто мог рассказывать «Трёх мушкетёров», «Всадника без головы» и … «Войну и мир». (14) Да-да, «Войну и мир», это серьёзнейшее произведение, я услышал в рассказах мальчика одиннадцати лет. (15) В десять лет я прочитал «Мёртвые души» Гоголя и «Коварство и любовь» Шиллера. (16) Не могу сказать, что я многое понял, но я до сих пор представляю себе какие-то сцены из Шиллера.

(17) Под влиянием всё убыстряющегося, всё более нервного ритма жизни появилась тенденция, которую многие считают неизбежной и закономерной: вместо того чтобы читать объёмные романы великих писателей, можно посмотреть экранизацию и познакомиться с содержанием книги. (18) Более или менее удачно… (19) Некоторые считают, что это очень современно и даёт большое преимущество человеку, так как экономит его время, которое необходимо затратить на ознакомление с произведением. (20) Это так удобно для школьника, которому столько нужно прочитать «по программе»!

(21) Я же думаю, что телевизор – великий враг книги. (22) Несчастье, что дети слишком много и неразборчиво смотрят телевизор и слишком мало читают книги. (23) Конечно, телевидение – великая сила и без него трудно обойтись в нашей жизни, в учёбе. (24) Но использовать его надо разумнее. (25) Когда в ресторане нам предлагают меню из ста блюд, мы, естественно, не берём всё подряд. (26) Одно или два, и мы уже сыты. (27) Но что мы делаем с телевидением? (28) Хаотично, когда придётся, включаем аппарат и «смотрим», что ни показывают. (29) Варварство. (30) Нужно формировать вкус у ребят, чтобы они могли выбрать то, что можно обсудить потом с друзьями, с учителями.

(31) Воспитание вкуса – отдельная тема. (32) Это следует делать только на высоких образцах. (33) К сожалению, сейчас появилось много художественных произведений весьма невысокого художественного уровня. (34) Привыкая к ним, мы теряем ориентиры. (35) Можно воспитывать вкус на Толстом, на Достоевском, на Пушкине. (36) Главное – научиться различать, что действительно красиво, а что подделка. (37) Что ново и оригинально, а что банально и истёрто, тысячу раз встречалось. (38) Поэтому – не искусство: искусство всегда ново, что-то открывает. (39) Можно воспитать вкус лишь чтением, выдумыванием, вглядыванием в тексты истинно совершенные.

(По В. Лакшину)