Найти тему
Люблю читать, люблю писать

Как на примере "мух и котлет" проанализировать смысловую связь в сочинении ЕГЭ по русскому языку

Несмотря на то что требованию проанализировать связь между примерами-иллюстрациями не один год, никто так и не понял до конца, чего же конкретно ждут от выпускников эксперты.

Мы штудируем методические рекомендации в поисках адекватных примеров (при этом иногда очень веселимся).

Пытаемся выработать свои алгоритмы анализа этой несчастной связи. Создаём собственные сочинения, чтобы продемонстрировать ученикам, как (возможно) должен выглядеть этот анализ.

Татьяна Бессонова тоже признаётся, что точного рецепта у неё нет. Но предлагает тактику, позволяющую научиться писать логичное обоснование смысловой связи, к которому будет сложно придраться. С позволения Татьяны Андреевны знакомлю вас с её статьёй "Мухи и котлеты, или как анализировать связь между примерами".

Сначала Татьяна Андреевна демонстрирует варианты анализа связи, встречающиеся в большинстве школьных сочинений:

Вариант 1. Мухи и котлеты прекрасно дополняют друг друга. Оба примера, образуя тесное смысловое единство (добавьте еще пару-тройку клише по вкусу), позволяют автору убедительно доказать значимость правильного питания для нормального функционирования человеческого организма (дублируется позиция автора).

Указание на связь → клише → дублирование (перефразирование в лучшем случае) ПА

Вариант 2. Мухи и котлеты прекрасно дополняют друг друга. В первом примере говорится о назойливости мух. Во втором примере разъясняется роль котлет в рационе. Оба примера позволяют автору убедительно доказать свою позицию по поставленной проблеме.

Указание на связь → краткий пересказ примеров (безо всякой связки) → микровывод

Так пишут самые старательные ученики. Подставьте в их шаблон ЛЮБЫЕ примеры, ничего не изменится. А ведь у нас не мухи и котлеты, а взаимосвязанные факты!

После этого даёт свои рекомендации:

• Анализ связи прописывайте ПОСЛЕ формулировки позиции автора. И всегда оглядывайтесь на нее! Когда мы видим «берега» (комментарий и ПА), проще навести «мост».

• Вычлените главные мысли обоих примеров. Это хорошо бы сделать на этапе составления плана, но если вы по каким-то причинам этого не сделали, сделайте постфактум. Заодно проверите логичность комментария.

• Определите способ смысловой связи: дополнение, противопоставление, причина-следствие, аналогия, сравнение, доказательство, вывод и т. д. Если это удается плохо, возможно, неудачно подобраны примеры или вы плохо вычленили главные мысли! Ученики обычно бодро доказывают противопоставление или причину-следствие, с остальными способами связи они буксуют. Не можешь ничего придумать — пиши дополнение! Обычно работает такой принцип. Всмотритесь в свое «дополнение». Может быть, один из примеров более подробный, то есть можно указать на конкретизацию? Или более глубокий — и можно указать на усиление. Попытайтесь соединить их в одном предложении, какие средства связи вы используете? Это даст наводку на характер смысловой связи.

• Если вы все же остановились на дополнении, вычлените дополняющие элементы и установите, на какую идею они работают. Постарайтесь увязать их с помощью союзов и вводных слов не только... но и, как... так и..., кроме того, с одной/другой стороны и т. д.

• Не дублируйте позицию автора в анализе связи! Можете получить минус по К5. Анализ связи подводит к позиции автора, а не повторяет ее.

Далее Татьяна Андреевна предлагает свои формулировки анализа связи «дополнение».

Антиквар стремился скупить у старушки как можно больше вещей, пользуясь ее слабоволием (1 пример), более того (связка), он бессовестно выпросил особо ценную для нее вещь (2 пример). Второй пример дополняет первый (указание на способ связи), заставляя глубже (!) взглянуть на проблему. Эти факты позволяют сделать вывод о нравственном облике антиквара (роль связи).
Красота, которую автор видит в незамысловатой детской игре (1 пример), позволяет вернуть душевное равновесие и дарит счастье (2 пример). Таким образом, второй пример раскрывает смысл (указание на способ связи) наслаждения красотой мгновений, о котором говорится в первом примере. (роль связи)
Дополняющие (способ связи) друг друга примеры помогают понять роль цветов в нашей жизни (роль связи): эти растения являются (общие слова для примеров) источником радости и счастья (1 пример), а иногда (связка) напоминанием о дорогом человеке (2 пример).
Примеры дополняют друг друга (способ связи) и показывают влияние матери на развитие человека (роль связи): она учит ребенка (общие слова для примеров) не только (связка) строить взаимоотношения с другими людьми (2 пример), но и видеть красоту окружающего мира (1 пример).
Второй пример дополняет первый (способ связи). Анализируя их, мы понимаем, какое влияние наука оказывает на человечество (роль связи): с одной стороны (связка), она помогает объяснить действительность (1 пример), а с другой — способствует прогрессу (2 пример).

Тренировка написания анализа связи — хорошее упражнение, развивающее логическое мышление в целом. Старайтесь писать так, чтобы ваши примеры не превращались в котлеты и мух, а действительно образовывали «тесное смысловое единство», которое вы в состоянии обосновать.

Всем добра и весны. Хочется улететь туда, где тепло, ибо нам вчера новую порцию снега подвезли.

Фото из личного архива автора.
Фото из личного архива автора.