До нового Тотального диктанта осталось 10 дней. Сегодня в нашем городе открылась регистрация на площадки. Я выбрала, как и в прошлом году, Белый зал медицинского университета: во-первых, недалеко от меня, во-вторых, там очень красиво.
Это одна из самых популярных площадок, судя по статистике. Быстрее расхватываются места только в научно-популярном центре заповедника "Столбы" (на эту минуту осталось 29 мест) и в культурно-историческом центре Успенского монастыря (осталось 2 места). Там тоже очень красиво, но слишком уж далеко от меня... Вообще-то, автобусы ходят... Может, перезаписаться? Я ещё подумаю об этом. Эх, мне бы маховик времени, как у Гермионы Грейнджер, чтобы и туда, и сюда.
Тексты старых Тотальных диктантов я активно использую в работе с одиннадцатиклассниками. С их помощью можно и синтаксис с пунктуацией повторить, и морфологию с орфографией вспомнить, и средства выразительности поискать.
Недавно, когда готовила тематический вариант ЕГЭ по ТД, перечитала все тексты прошлых лет, даже те, к которым никогда не обращалась раньше. И увидела замечательный текст Соколова-Микитова "Таймырское озеро". Его использовали на ТД в 2006 году. Тогда тексты не создавались "на заказ" под эту акцию - брались готовые фрагменты из Гоголя, Толстого и т.д.
Но текст Соколова-Микитова как будто специально создан для классического школьного диктанта: тут вам и корни с чередующимися гласными, и орфограмма ТСЯ/ТЬСЯ, и Н/НН - короче говоря, сплошные нужности и полезности.
Таймырское озеро
Почти в самом центре п_лярной станци_ страны ра_кинулось огромное Таймырское озеро. С зап_да на в_сток тян_т(ь)ся оно дли(н/нн)ой бл_стающей полосой. На севере в_звышают(ь)ся каме(н/нн)ые глыбы за ними маяч_т ч_рные хребты. Сюда до последнего времени человек совсем (не) заглядывал. Лишь по течению рек можно встретить следы пр_бывания человека. Весе(н/нн)ие воды иногда пр_носят с в_рхов_ев рва(н/нн)ые сети попл_вки полома(н/нн)ые вёсла и другие (не) мудре(н/нн)ые пр_надлежности рыбач_его обихода.
У заболоче(н/нн)ых берегов озера тундра оголилась только (кое)где белеют и бл_стят на солнце пятна снега. Движ_мое силой инерции огромное ледяное поле нап_рает на берега. Еще крепко держ_т ноги скова(н/нн)ая лед_(н/нн)ым панц_рем м_рзлота. Лед в уст_е рек и реч_нок долго буд_т стоять а озеро очистит(ь)ся дней через десять. И тогда песча(н/нн)ый берег залитый светом перейдёт в таинстве(н/нн)ое св_чение со(н/нн)ой воды а дальше в торжестве(н/нн)ые силуэты смутные оч_ртания противоположного берега.
В ясный ветре(н/нн)ый день вдыхая запахи пр_бужде(н/нн)ой земли бродим по пр_талинкам тундры и наблюда_м массу пр_любопытных явлений. (Не) обычайно соч_тание высокого неба с холодным ветром. (Из)под ног то и дело выбегает пр_падая к земле куропатка; сорвет(ь)ся и тут(же) как подстреле(н/нн)ый упадет на землю крошечный кулич_к. Ст_раясь уве_ти (не) зва(н/нн)ого посетителя от своего гнезда кулич_к начинает кувыркат(ь)ся у самых ног. У основания каме(н/нн)ой россыпи проб_рает(ь)ся прож_рливый песец покрытый клоч_ями вылин_вшей шерсти. Пор_внявшись с обломками камней песец делает хорошо ра_счита(н/нн)ый прыжок и пр_давливает лапами выскочившую мышь. А еще дальше горностай держа в зубах серебря(н/нн)ую рыбу ск_чками пр_носит(ь)ся к нагр_можде(н/нн)ым в_лунам.
У медле(н/нн)о тающих ледничков скоро начнут оживать и цвести р_стения. Первыми зацветут кандык и г_рянка которые развивают(ь)ся и бор_т(ь)ся за жизнь еще под прозрачною крышкою льда. В августе среди стел_щейся на холмах полярной березы появят(ь)ся первые грибы.
В поросшей жалкой р_стительностью тундре есть свои чудесные ароматы. Наступит лето и ветер заколыш_т венчики цветов жужжа пр_летит и сядет на цветок шмель.
Небо опять хмурит(ь)ся ветер начинает беше(н/нн)о св_стеть. Пора возвращат(ь)ся в дощатый домик полярной станции где вкусно пахнет печ_(н/нн)ым хлебом и уютом человечьего жилья. А завтра мы начнём развед_вательные работы.
(Текст взят на сайте totaldikt.ru)