Процесс человеческого мышления давно будоражил умы ученых и исследователей. Так как в своей научной работе я рассматриваю область формирования и реализации мыслительной деятельности, решила поделиться с Вами полезной информацией на данную тему.
Речь маленького ребенка изученный процесс. Исследования, описывающие развитие речевых механизмов детей отметили резкий рост говорливости малышей в ранней группе детского сада. В этот период ребенок оглашает всю увиденное вокруг, описывая свои действия.
Интересный пример вчера показала моя дочка. Папа завел ей механическую игрушку, а она отошла подальше, сжала кулачки и подпрыгивая от восторга произнесла: "Сейчас поедет". Обычно подобные мысли мы не озвучиваем, они остаются операционными моментами внутренней речи, но у маленьких детей, в ее возрасте данный механизм еще не сформирован.
Так когда же речь из внешней становится внутренней? На основание все тех же исследований было выявлено, что в старшей группе детского сада речевая активность ребенка резко снижается, малыш перестает описывать свои собственные действия, окружающие события, данный механизм уходит в область мышления. Начиная с возраста от 3х лет, происходит процесс формирования внутренней мыслимой речи, к пяти годам он сформируется полностью.
Именно этот возраст считается переломным в формировании речевой деятельности. Учеными было доказано, что после 5 лет, дети теряют способность активного и легкого усвоения языка и начинают подобно взрослым изучать новый язык, как иностранный, с большим трудом, тратя на его усвоение и восприятие долгие годы. Данные исследовательские процессы хорошо описаны в работах Л.С. Выготского, назвавшего речь ребенка до 3х лет внешней, обращенной в окружающий мир, а после 3х внутренней.
Что же мы имеем на практике? Опишу случай ребенка из реальной жизни, что мне довелось наблюдать. Встретилась с этим малышом я в хирургическом отделении Филатовской больницы. С виду ребенка можно было считать новорожденным, но это было совсем не так. Ребенок родился сильно раньше срока, врачи длительное время пытались прооперировать кишечник, поэтому ребенок находился на внутривенном питании. Помимо всего прочего в анамнез добавилось кровоизлияние, так называемое ВЖК, свойственное недоношенным детям. Соответственно после операции на кишечнике малыша должны были передать в нейрохирургию. На фоне своих общих недугов в весе ребенок прибавлял с трудом, и практически не рос. На момент нашей встречи ему было 4 месяца, по размерам он соответствовал виду доношенного новорожденного, однако, по его глазам было видно, что психически малыш давно ушел вперед. В отличии от крох, привозимых из родильного дома, не следящих глазами и неконтролирующих движения, он уже не только следил за мамой, но и тянулся за игрушкой, пытался схватить ее и иногда у него это даже получалось. Не смотря на все его проблемы и недоношенность, процесс мышления запустился сразу же после рождения. Развитие мысли, как механизма неуклонно побежало вперед.
Дети с особенностями развития, часто в стулу каких-то своих недугов. Нарушения моторного развития, мешающего формированию произносительной стороны речи, нарушения сенсорного развития мешающих слуховому восприятию теряют время на формирование внешней речи, пропускают данный этап, но мышление не останавливается и не делает передышек. Если основные ограничения удается убрать после 3х лет, когда внутреннее мышление все еще формируется есть шанс все таки пойти стандартным путем и запустить речь по предназначенной природой схемой. После 5 ти, когда внутренний мыслительный процесс полностью сформировался родной язык ребенок будет учить как иностранный.
Очень хорошо заметна данная тенденция у взрослых с афазией, как следствием травмы. Принято считать, что восстановить пропавшую речь проще, чем сформировать ее заново у никогда не говорящего ребенка. Именно за счет внутренней речи, сформированности механизмов восприятия. Создавать речь с нуля, да еще и на мозг, перешедший на новый этап восприятия становится очень не просто.
Мой сын из-за парализации речевого аппарата, которое пришлось долго и сложно убирать, заговорил в 3.5 года, казалось бы, не сильно задержались, однако, я в полном объеме узнала, что такое изучать родной язык, как иностранный. Искусственно вводя в речь ребенка все существительные, прилагательные и глаголы, формировать сначала фразу, а затем развернутую речь.
А Вы столкнулись с чем-то подобным в развитии своих детей?
Подписывайтесь на канал и ставьте лайки, буду Вам очень признательна.