Тем, кто считает алкоголизм и наркоманию простой распущенностью, можно дальше не читать. Мне же вопрос реабилитационных центров кажется темой сложной и несправедливо неподнимаемой в прессе. Итак, что мы помним из советского прошлого? Наркоманы были в количестве на порядок, если не два, меньше. Практически, это был приговор, потому что зависимости не лечатся, возможна только ремиссия. Алкоголиков, несмотря на это "лечили". Были государственные наркологии, которых не хватало. Ещё были ЛТП, их некоторые альтернативноодарëнные депутаты требуют вернуть. Давайте, тогда уж построим ещё тьрьмы для диабетиков, астматиков и прочих хроников. Работал я с людьми, через ЛТП прошедшими. Ни у одного просветления и желания жить трезво не обнаружил.
В постсоветской (точнее, ещё в горбачëвской) России, резко выросло количество наркоманов. Ну, простая же логика. Закон - свято место пусто не бывает. Уменьшил продажу алкоголя, значит в другом месте прибыло. Ну а дальше рынок, границы распахнулись, рубль конвертировался, почему бы этой нише не заполниться. Кстати, одна этническая группировка грамотно и плавно перешла с торговли палëнкой на наркоту. Были моменты, поначалу, когда из одного окна особняка отцы покупали водку, а из другого их дети героин.
Наркологии совсем захлебнулись, да и не нужно было это никому.
Дальше буду на примере своего города, как было в других, точно не знаю, думаю, что везде одинаково. Первыми, как ни странно, всполошились преступные авторитеты. Потому что их богатых детей подсадить на наркоту - мечта любого дилера. Произошла знаменитая сходка, больше похожая на митинг, возле гостницы "Большой Урал" и Оперного. Собрались Уралмаш, Центровые и традиционные уголовники (синие). Как раз, московские воры хотели увеличить поток наркоты в регион, что не поддержали местные. По результату, был создан (по другим сведениям, отжат у общественников) фонд "Город без наркотиков" (ГБН). В числе прочих акций фонда, а основными были всё же обнаружение барыг и сдача их относительно честным ментам, путëм контрольных закупок, стало и создание первого в области ребцентра. Ни в коем случае не пытаюсь быть адвокатом фонда, который возглавили от трëх группировок, участвовавших на митинге, Андрей Кабанов, Игорь Варов и Евгений Ройзман. Во первых, ребятки были не ангелы, скорее наоборот, у каждого свой интерес. Во вторых, повторюсь, такого опыта в стране не было. Экспериментировали, причём, на грани фола. Из того, что не считаю вбросами, были точно и наручники и избиения наркобарыг. На первое педалируют нарки и их родители, сами дававшие согласие, между прочим. На второе - представители диаспор, причём всех, а не только причастных к торговле. Потому что когда русский (Ройзман) бьёт морду человеку с востока, обижаются все земляки. Ну, принято так у них. Жаль, что мы другие. Про наручники. Нарушение закона, без варианта. Как и вообще содержание взаперти. Даже если они и родители тысячи расписок дали. А вы когда-нибудь пытались успокоить наркомана в состоянии ломки? Нет? Тогда молчите. Наркоманы и алкаши - самые лучшие манипуляторы в мире.
Позже, с приходом в фонд Евгения Малëнкина, стали бороться и с палëным спиртом. И в ребу стали попадать алкоголики, в том числе. ГБН, после ухода в бизнес Варова и изгнание за предательство Ройзмана, действует и сегодня, сотрудничая, как, впрочем, с самого начала с телевидением и священниками. Нынешний глава фонда Тимофей Жуков, депутат гордумы, сегодня воюет в СВО. А сам фонд помогает Донбассу с 14-го.
Так или иначе, за первопроходцами, появились и другие реабилитационные центры. Создавали их, в основном люди, ушедшие на ремиссию, после таких же реб, после отхода от Анонимных Алкоголиков и Анонимных Наркоманов, психологи, наркологи. Здесь всегда сложный балланс между бизнесом и помощью и, почти всегда, на грани закона. Просто потому что не регламентирована эта деятельность в стране. Уважаемый мною (несмотря на уголовное дело - кто безгрешен?) Евгений Брюн, с которым я знаком лично, многое сделал, в порядке упорядочения этого напраления. Но поле не паханное. Скандалы, часто, бывают связаны именно с бардаком в законодательстве. И нелепая смерть замечательного актёра Марьянова и ребцентры, созданные сектантами, от баптистов до родноверов (Кстати, государство когда-то поддержало метод лечения наркомании сайентологами, благо, не до конца. Метадон не прошëл). Да и профессионализм остальных, оставляет желать лучшего. Многие скандалы, если не большинство, к методикам и к самой реабилитации, отношения не имеют - делëжка рынка. Но это совсем другое дело. Главное, что, если ваш близкий хочет завязать с пагубной зависимостью, всегда теперь можно найти место, где он пройдёт детоксикацию, реабилитацию и поддержку, если захочет, на всю жизнь. Это уже в группах взаимопомощи, в Храме или у психолога. На выбор, как ему будет лучше.
Только желание.